Размышляем и рассчитываем
Компания «Ленком» работает на красноярском рынке с 1994 года. Мне, как и большинству красноярцев мужского пола, она хорошо знакома благодаря заведениям «Напильник» специализированной сети по продаже пива, напитков и прочей сопутствующей продукции. На мой взгляд, пиво в совершенствовании российских бизнес-технологий сыграло такую же роль, как мухи-дрозофилы в генетике. Для совершенствующегося бизнеса этот напиток идеальный объект для эксперимента: продукт массовый, с огромным ассортиментом, сезонный, представленный во всех ценовых категориях и требующий постоянного улучшения технологий продаж. Наверное, 14−летний опыт работы на столь конкурентном и непростом рынке дал «Ленкому» неоценимую практику оптимизации логистических схем компания превратилась в холдинг с широкой филиальной сетью. Логистическое направление наряду с транспортным выделено в отдельное звено и работает не только в интересах холдинга, но и на внешних клиентов.В свою очередь Красноярск для практикующего логиста город больших открывающихся возможностей. Но пока здесь широко представлен лишь сегмент транспортно-экспедиторских услуг. Регион является крупным экспортером и импортером товарных потоков, кроме того, расположен так, что его никак не может миновать транзитный транспорт все, что везут с запада на восток России и обратно, по земле, воде или воздуху, пересекает территорию края. Сам же логистический рынок сегодня находится в зачаточном состоянии: в регионе только компании «СТК» и «Ленком» можно назвать пионерами современных логистических услуг. Поэтому нет особой конкуренции, есть значительные свободные ниши. В то же время спрос на услуги логистических операторов растет. «В 2007 году рассказывает Андрей Попов, мы наблюдали становление рынка, анализировали востребованность тех или иных услуг. За прошедший год спрос ощутимо вырос большинство компаний понимает, что логистикой должны заниматься профессионалы. Кроме того, предприниматели перестали бояться отдавать на аутсорсинг складские процессы, транспортные потоки или управление запасами. Им выгоднее не развивать свои структуры, а предоставить это профессионалам. Но при одном условии бизнес идет на это, если детализация тарифов на логистические услуги прозрачна и понятна предпринимателю».
Еще один драйвер роста спроса на рынке приход в Красноярск международных и федеральных торговых сетей. До этого большинство компаний в Красноярске не выделяли в структуре издержек своего бизнеса логистическую составляющую. Столк?нувшись с конкуренцией крупных ретейлеров, они задумались: за счет чего те выигрывают ценовые войны и предлагают широчайшие ассортиментные линейки? Вывод один за счет оптимальной логистики. По мнению Андрея Попова, сегодня многие компании начали считать, во сколько им обходится логистика, и само отношение к ней со стороны владельцев местного бизнеса меняется. Если раньше истиной было утверждение, что хороший склад это полный склад, то сейчас грамотные предприниматели понимают, что излишки товара просто выбивают из оборота огромные суммы, а это прямые убытки. Рынок становится тесным, и если существенная доля оборотных средств компании заморожена в лежащем товаре, то это означает прямое снижение конкурентоспособности.
Как утверждает Андрей Попов, на рынок в качестве клиентов логистических операторов выходят уже не крупные сети, а небольшие специализированные фирмы-дистрибьюторы. В бизнесе они используют свои сильные ресурсы команду и технологии продаж, а систему поставок передают на аутсорсинг. Интеграция с ними идет на уровне информационных потоков. То есть они дают заявки, согласовывают условия поставок. А логистический оператор встречает груз от входа грузовой станции или контейнерного терминала, обрабатывает и сопровождает до конечной торговой точки. Точнее, работа логистов начинается даже раньше еще до прихода вагона или контейнера формируется ассортиментная матрица, и все сведения о прибывающем грузе заносятся в информационную систему. Одновременно заранее планируются на день прибытия ресурсы для разгрузки, перевозки, обработки и хранения товара, а параллельно формируется поток исходящей информации то есть клиенты четко знают, как и когда груз будет принят, переработан, размещен и когда доставлен им.
Еще один пример качественного изменения спроса на рынке в прошлом году заказчики обычно запрашивали, как можно арендовать площади на складе и сколько это будет стоить. Там они намеревались организовать свое подразделение с кладовщиком, грузчиками. То есть внутренняя складская логистика предприятий в большинстве случаев организовывалась по традиционным схемам. Причина, по мнению предпринимателей, расходы на содержание собственного склада и транспортных служб были существенно ниже, чем затраты на комплексные услуги логистического оператора. Нельзя отрицать и известные психологические комплексы хозяйственный, но недалекий гражданин рассуждает по принципу: «Свой склад хорош тем, что он свой, и зачем отдавать свое добро в чужие руки? А так лежит на складе и на душе спокойно».
В 2008 году чаще встречается ситуация, когда логистам на аутсорсинг передан полный комплекс складской обработки грузов, в том числе подборка партий товара (пикинг) мелкими единицами (коробками, штуками), а также дополнительные операции по переупаковке, маркировке. Опять-таки здесь сказывается практика западноевропейского бизнеса, где логистические расходы относятся к фиксированным затратам: это и свои склады, и транспорт, и зарплаты сотрудников. При переходе компании на аутсорсинг вся логистика переходит в раздел variable costs (переменных затрат), в результате снижается постоянная затратная часть, что прямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
27 октября 2008 г., expert.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |