Управление недвижимостью в эпоху диджитализации: нужные актуальные решения для бизнеса
Перетекание мелких арендаторов из офисов в коворкинги и автоматизацию управленческих процессов в сфере коммереческой недвижимости обсудили участники практической конференции "SMART-Управление коммерческой недвижимостью", прошедшей в Санкт-Петербурге, на площадке коворкинга "Ясная поляна".Ежегодные конференции по управлению недвижимостью проводятся с 2016 года. На сей раз предмет для дискуссии был обозначен как "Интеллектуальные решения и практическое применение".
Открывая дискуссию, модератор конференции Мария Косыгина, управляющий директор торговых объектов "Петро Мир" Colliers International, отметила: "Мы который год собираемся вместе и говорим о том, что наступила новая эра. Но потом расходимся и погружаемся в текущие дела. Но 2020-й год действительно изменил мир. Дал почувствовать, что реально наступило иное время". По ее мнению, за короткий период все научились работать в новых условиях, но не раз пожалели о потерянном времени.
За последние полгода изменились принципы управления, сократились эксплуатационные расходы, бюджеты компаний, отметила Яна Муртола, руководитель проекта по технической эксплуатации в Санкт-Петербурге, "УК1". По ее словам, малый бизнес в сфере услуг, занимающий помещения в офисах, смог выдержать наступившее безденежье один-два месяца.
Началась оптимизация офисного пространства. Из бизнес-центров съехали компании, которые арендовали помещения площадью до 100 кв. м. Теперь они открылись в коворкингах, указывает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. Офисы пустеют. Почти 80 % IT-компаний ушли на удаленную работу. "Оказалось, что не надо столько офисов", - говорит эксперт.
По словам Яны Муртола, офис, как правило, нужен для открытия счета и юридического адреса. Однако, отметил Валерий Трушин, теперь юридический адрес можно получить в коворкинге.
Участники дискуссии соглашаются с перспективами развития коворкингов. С одной стороны, люди не хотят или не могут работать дома, с другой стороны, каждое рабочее место в коворкинге позволяет соблюдать необходимую дистанцию.
"Коворкинги - самое перспективное направление. В Москве готовы появиться коворкинги в спальных районах: из дома уйти надо, а далеко ехать не хотят", - уверяет Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Service, председатель экспертного комитета по апартаментам РГУД.
"Коворкинги и гибкие офисы - перспективное направление. Этот сегмент рынка, по нашему мнению, будет расти", - полагает Александр Терехов, руководитель отдела развития SpacePass и Kovorkingi.ru.
Повальная автоматизация
Большой информационный блок был посвящен проблемам автоматизации управления коммерческими объектами. Основной посыл - возможность улучшить бизнес-процессы, автоматизировать продажи, подбор арендаторов, эксплуатацию, маркетинг, все виды учета - операционный, финансовый, ресурсный и т. д. Однако, Александр Терехов полагает: "Улучшить - не всегда автоматизировать".
Есть компании, которые изначально закладывают идею формирования комплекса digital-инструментов. Но, по словам эксперта, для начала следует определиться, что именно надо диджитализировать - нужна комплексная автоматизация, или достаточно автоматизировать пару процессов. Среди способов добиться эффективной работы он назвал выбор толковых IT-директоров и интеграторов. "Важный момент - масштабирование. Оно находится в основе всего и позволяет больше зарабатывать", - утверждает Александр Терехов.
Также он подчеркивает: "Выбирая программное обеспечение, лучше ориентироваться на уже существующий ландшафт и на перспективу - минимум двухлетнюю".
Руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции в Okdesk, Игорь Кудинов отметил актуальность облачных сервисов для управления коммерческими объектами в быстроменяющемся мире: "Ситуация неопределённости в период пандемии спровоцировала повышенный интерес к облачным сервисам, которые на сегодняшний день позволяют автоматизировать все процессы, связанные с управлением, обслуживанием и эксплуатацией объектов". Он утверждает, что с вызовами, с которыми столкнулся рынок во втором и третьем квартале, лучше всего помогают справиться облачные сервисы, т. к. они позволяют существенно сокращать издержки, быстро начать работу и имеют мобильные гибкие интерфейсы, удобные для всех категорий пользователей: от не всегда ИТ-грамотных возрастных инженеров до требовательного к информативности отчётов руководителя.
"Гибкость облачных сервисов позволяет оптимально выстроить сценарии работы для разных представителей рынка: УК, facility и клининговые операторы, сервисные отделы распределённых розничных сетей, а также настроить работу в единой цифровой среде", - добавил Игорь Кудинов.
Адаптация под актуальные реалии
Стоит отметить, что многие компании вынужденно создавали собственные системы. Почему? Ответил Константин Сторожев.
"Мы решились на автоматизацию не потому, что мы умные, - нам просто стало страшно", - пояснил Константин Сторожев. Проблем с подобным мероприятием много. Система должна учитывать всех участников процесса (компания работает в сегменте апарт-отелей). Это значит: много собственников, разные сроки аренды, необходимость учитывать доходы и расходы по каждому апартаменту, вести раздельный учет доходов субъектов (отель, ресторан). По словам Константина Сторожева, система работает, но довольно сложно научить арендаторов и сотрудников пользоваться ею.
Собственная система создана и в ГК Docklands development, также работающей в сегменте апарт-отелей. "Отелем надо управлять как единым комплексом", - говорит Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development, отмечая необходимость программного обеспечения для множества собственников.
"Апарт-отели - очень перспективное направление в коммерческой недвижимости. Сегодня доходность составляет минимум 8-10 %, а то и выше", - полагает она. Следовательно, на рынке просто обязаны появиться digital-инструменты, адаптированные для этого сегмента.
Евгений Фомин, директор делового центра "Аврора", г. Тюмень, основатель Pro.rent, рассказал, как компания, ориентированная на управление коммерческими объектами, вышла на рынок IT: "Решили автоматизироваться, но обнаружили, что нет подходящих решений для автоматизации. Пришлось написать свою программу. Написали, теперь продаем. Сейчас продали в 55 городов в четырех странах".
Программа способна и финансовую аналитику рассчитать, и отследить нюансы работы с арендаторами. Например, истекает договор аренды, программа автоматически размещает объявления о сдаче в аренду на разных сайтах. Заключен новый договор аренды - объявления автоматически снимаются.
"Автоматизация должна приносить больше пользы, чем вреда, и, желательно, стоить недорого", - заключил Евгений Фомин.
Проперти-тур по коворкингу: от теории к практике
В рамках конференции "SMART-управление коммерческой недвижимостью" состоялся проперти-тур по площадке мероприятия - коворкингу "Ясная поляна".
Коворкинг "Ясная поляна" работает на рынке Петербурга с 2017 года. При выходе на рынок площадь коворкинга составляла с 2,5 тыс. кв. м, сейчас - около 6,5 тыс. кв. м, и проект продолжает расширяться.
Пространство поделено на блоки офисов, где могут разместиться 6-16 человек, зоны работы команд, зоны отдыха, спортивные зоны, кафе и проч.
Аренда офисных помещений заключается на 11 месяцев, места в коворкинге - на 1 месяц, что стоит 17 тыс. рублей (1,5 тыс. рублей в день).
Сейчас в коворкинге арендуют места более 500 резидентов - физические и юридические лица.
Ежегодно на базе "Ясной поляны" проводятся более 400 мероприятий, в том числе - для арендаторов: бранчи, киновечера, вечеринки и тематические праздники.
"Фишка" проекта - наполнение пространства арт-объектами. Здесь расположено около 150 образцов современного искусства, только авторские работы.
Организаторы мероприятия - Academy of Real Estate (ARE), PROESTATE Events.
Официальная площадка - коворкинг "Ясная Поляна".
Партнеры: компании ODIN, Okdesk, Pro.rent.
Okdesk - облачная система автоматизации процессов управления, обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости для УК, facility-операторов и внутренних отделов обслуживания ритейлеров.
Благодаря автоматизации рутины и удобным интерфейсам Okdesk позволяет:
- Снизить ФОТ на 20 %;
- Повысить эффективность сотрудников до 80 %;
- Создавать "цифровых двойников" обслуживаемых объектов или оборудования;
- Работать с большими данными сервисной службы организации в разных срезах;
- Автоматизировать ППР и мультиканально взаимодействовать с заявителями.
Информационные партнеры: порталы BN.ru, Arendator.ru, Restate.ru, TheProperty.ru, "Карповка", "Телеграф", газета "Строительный еженедельник".
Источник - пресс-служба PROESTATE Events
16 октября 2020 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |