Россия лидирует по объему нового строительства торговых центров в Европе
По данным нового отчета Cushman & Wakefield "Европейские торговые центры" (European Shopping Centre Markets), в первой половине 2019 года в странах Европы объем ввода новых торговых центров снизился на 18 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, и составил 863 000 кв. м. При этом Россия заняла первое место в рейтинге стран-лидеров по объему строительства торговой недвижимости.Проблемы и изменения в розничном секторе продолжают влиять на динамику развития европейского рынка торговых центров. Новое исследование Cushman & Wakefield показывает, что строительство торговых центров на всем континенте сильно поляризовано, как на уровне отдельных стран, так и на уровне городов Европы.
В первой половине 2019 года в большинстве стран динамика строительства торговой недвижимости оставалась стабильной или даже незначительно росла. Однако, заметное сокращение ввода новых торговых площадей в Турции привело к снижению объемов ввода в целом по в Европе на 18 %. По итогам полугодия было сдано в эксплуатацию 863 000 кв. м в новых торговых центрах.
Сейчас в стадии строительства находится порядка 5,4 млн кв. м новых торговых площадей. Их открытие запланировано на вторую половину текущего года и 2020 год. Но, как показывает практика последних трех лет, ввод в среднем 8 % торговых площадей откладывается. Поэтому, количество новых объектов будет ниже текущих расчетных значений.
Строительство новых торговых центров по-прежнему осуществляется не равномерно по странам и городам. Например, в то время как общий объем ввода торговой недвижимости снизился, крупные города Европы заметно нарастили свою долю нового строительства с 25 % в 2016 году до 41 % по данным первой половины 2019 года.
Россия - новый лидер
Благодаря внушительным размерам рынка Россия заняла первое место по объемам нового строительства в первой половине 2019 года: всего на территории РФ было введено почти 200 000 кв. м новых торговых площадей, что на 13 % больше, чем в прошлом году.
Примечательно, что более 50 % новых торговых объектов было сдано в Москве.
Италия, Польша, Франция и Германия следуют за Россией в рейтинге из пяти самых активных рынков по новому строительству ТЦ в первой половине текущего года.
Турция, занимавшая первое место в этом рейтинге год назад, выпала из пятерки лидеров из-за резкого снижения ввода торговой недвижимости. Впрочем, страна намерена наращивать темпы строительства ТЦ: в настоящее время Турция располагает крупнейшим в Европе портфелем проектов застройки. Примерно 1,5 млн кв. м новых торговых площадей уже находятся на этапе строительства. Их планируется открыть во второй половине 2019 года и в следующем году.
Темпы строительства в России, как ожидается, останутся на сравнимом уровне - 1,4 млн кв. м новых площадей в 2019-2020 гг. В противоположность тенденции, наблюдаемой в текущем году, новые проекты ТЦ 2020 года будут в основном открываться в регионах России, а не в Москве. Крупные торговые объекты планируется запустить в Екатеринбурге, Перми, Грозном, Кирове и других городах.
Автор отчета Сильвия Йодловски (Silvia Jodlowski), старший аналитик компании Cushman & Wakefield, отметила: "Постоянно меняющаяся, сложная ситуация на розничном рынке показывает нам, что некоторые регионы Европы все еще демонстрируют лучшие результаты в плане инвестирования в развитие торговых центров. Поляризация, даже в отдельных странах, продолжается, и мы также видим, как для девелопмента выбираются определенные типы городов.
В городах с большим населением наиболее востребованными являются супер-региональные торговые центры, в то время как локации с высоким пешеходным трафиком пользуются спросом у небольших районных торговых центров. В некоторых странах с достаточным уровнем обеспеченности крупных городов торговыми площадями внимание инвесторов стали больше привлекать небольшие города и населенные пункты. Поскольку ритейлеры продолжают экспериментировать с новыми форматами, мы также наблюдаем оживленную активность на рынке аутлет-центров, особенно в Центральной и Восточной Европе, в том числе в России".
Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и анилитики Cushman & Wakefield (Россия): "Лидерство России в строительстве новых торговых площадей вполне объяснимо. Несмотря на очень скромную динамику роста потребительского рынка в последние годы, российский рынок остается привлекательным как для иностранных, так и для российских ритейлеров благодаря своему размеру, а уровень насыщенности торговыми площадями почти в два раза ниже среднеевропейского значения - в России 151 кв. м торговых площадей на 1000 человек, среднее значение по странам Европы - 298 кв. м".
По словам эксперта, в странах, входящих в пятерку лидеров по новому строительству ТЦ, обеспеченность гораздо выше российской. В Италии на тысячу жителей приходится 233 кв. м торговых площадей, в Польше - 292, во Франции - 290. На сравнимом с Россией уровне находятся Германия - 168 кв. м; и Турция - 156 кв. м.
Cushman & Wakefield (CWK в листинге NYSE) - ведущая компания на мировом рынке услуг в сфере коммерческой недвижимости, которая предоставляет особые преимущества арендаторам и собственникам недвижимости. Cushman & Wakefield является одной из крупнейших компаний рынка коммерческой недвижимости, команда которой насчитывает порядка 51 000 сотрудников в 400 офисах и 70 странах мира. В 2018 году доход компании составил $8,2 млрд по основным бизнес-направлениям: стратегический консалтинг для инвесторов и девелоперов, сдача помещений в аренду, управление объектами недвижимости, рынки капитала, оценка и другие услуги. Более подробную информацию вы найдете на сайтах - www.cwrussia.ru и www.cushmanwakefield.ru.
Источник - пресс-служба Cushman & Wakefield
21 октября 2019 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |