Как применять закон о деофшоризации на практике
24 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 376-ФЗ, вносящий кардинальные изменения в Налоговый кодекс РФ. Основная идея нововведений – иностранные компании, которые контролируются налоговыми резидентами РФ (физическими лицами или организациями), должны платить со своей прибыли налоги в РФ, даже в том случае, если эта прибыль не была распределена акционерам.
Концепция контролируемых иностранных компаний (КИК или на английском языке CFC (Controlled Foreign Company)) существует не только в России. Специальные правила налогообложения КИК есть почти во всех развитых странах, в том числе в США, Великобритании, Франции. При этом эксперты из стран, в которых уже действуют правила КИК, отмечают, что реализация концепции контролируемых иностранных компаний далеко не всегда оправдывает себя: затраты государства на администрирование КИК сопоставимы или даже превышают доходы, собираемые с таких компаний. Насколько эффективно смогут собирать налоги КИК российские налоговые органы также пока не ясно. Тем не менее, российским компаниям и физлицам, владеющим иностранными организациями, надо адаптироваться к новым правилам уже сейчас.
На практике российские компании и физические лица-налоговые резиденты сейчас могут поступить одним из трех способов.
Прежде всего, можно раскрыть существующую структуру группы, как того требует Закон № 376-ФЗ. Для этого до 1 апреля 2015 года нужно подать в налоговую инспекцию уведомление об участии в иностранных организациях. Сообщить надо о прямом или косвенном участии в иностранных компаниях, если доля участия превышает 10%. Далее уведомления должны подаваться регулярно (в течение одного месяца с момента изменения или прекращения участия в иностранных организациях). Стоит отметить, что аналогичное правило содержится в действующей в настоящий момент редакции Налогового кодекса. Так, согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса, организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить о своем участии в иностранной компании в течение 1 месяца с момента начала такого участия. По новым правилам уведомлять надо не только об участии в иностранных организациях, но и о структурах без образования юридического лица (фонды, трасты и т. д.). Кроме того, уведомления теперь должны будут отправлять физические лица. Т. е. информировать нужно не только об организациях, участвующих в бизнесе, но и о частных инвестициях, структурированных через компании (например, о компаниях, владеющих жилой недвижимостью) или о семейных трастах. Сумма штрафа за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях с 2015 года составляет 50 тыс. рублей за каждую компанию (сейчас – 200 рублей).
Кроме уведомления об участии в иностранных организациях, компании и физлица до 20 марта 2016 года должны подать уведомление о КИК. За непредставление уведомления предусмотрен штраф 100 тыс рублей за каждую КИК. Если прибыль КИК не подпадает под льготу, то с этой прибыли (рассчитанной с учетом корректировок, предусмотренными статьей 309.1 НК РФ) надо будет заплатить налог в РФ (на соответствующую сумму должна увеличиваться налоговая база контролирующих КИК лиц). Заплатить первый раз налог с прибыли КИК надо в 2017 году (прибыль КИК за 2015 год, включается в налоговую базу контролирующих лиц в 2016 году, подача декларации за 2016 год и уплата соответствующего налога происходят в 2017 году).
Помимо расходов, связанных с уплатой налогов с прибыли КИК и подготовкой уведомлений, увеличатся затраты на ведение бухучета и подготовку отчетности КИК. К собственным налоговым декларациям контролирующие лица должны приложить отчетность КИК, а при ее отсутствии «иные документы», на основании которых посчитан налог. Если иностранная компания не подпадает под обязательный аудит согласно законодательству своей страны, то по ней необходимо считать налоги (а следовательно и вести учет) по правилам Налогового кодекса.
Второй вариант дальнейших действий – это изменить существующую структуру группы с учетом предполагаемых трансакций и ожидаемых доходов, а также статуса налогового резидентства контролирующих лиц и иностранных компаний. Этот вариант, скорее всего, потребует привлечение консультантов, так как предполагает глубокие знания не только российского, но и иностранного налогового и корпоративного законодательства.
Помимо дополнительных расходов, к которым неминуемо приведет изменение структуры группы, надо учитывать риск изменения действующего законодательства РФ. Дело в том, что большинство холдинговых структур, которые в рамках нового законодательства могут считаться эффективными с налоговой точки зрения, не защищены международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. А поэтому, такие структуры уязвимы и могут стать неэффективными при изменении российского законодательства (например, при внесении изменений в «черный» список стран, утвержденный приказом Минфина 108н).
Еще один вариант действий – это отложить принятие окончательного решения о раскрытии группы, как минимум, до того момента, когда появится разъяснения по технике применения нового законодательства. Например, в настоящее время нет эффективного механизма обмена информацией между налоговыми органами РФ и других стран, а без такого механизма новый закон обречен на неудачу. При этом нужно учитывать, что определенная информация о КИК уже есть в распоряжении налоговой (или может быть относительно легко ими получена). Например, источниками могут выступать банки, которые владеют информацией о бенефициарах иностранных компаний, открывших в них счета; ФАС, у которого есть сведения об иностранных компаниях группы; наконец, сотрудники компании, работающие с иностранными активами группы.
Последний вариант с большой долей вероятности приведет к определенным негативным последствиям для компании или физлица (как минимум, к штрафу за неподачу уведомлений об участии в иностранных организациях и КИК).
Для принятия правильного решения нужен серьезный анализ имеющейся структуры группы и дальнейших планов компаний, а также оценка возможных негативных последствий. Дальнейшее обслуживание иностранных компаний также подразумевает повышенное внимание. Офшорные структуры больше не являются «коробочными» продуктами, а перешли в категорию «люксовой» продукции и требуют индивидуального подхода. Если нет возможности или желания применять такой подход, то правильнее избавиться от таких структур, Закон №376-ФЗ позволяет это сделать до 2017 года.
Д. Квитко, кандидат экономических наук, IPT Group
5 декабря 2014 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |