Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Каннский парад регионов

Основная масса российских проектов на проходящей в Каннах выставке коммерческой недвижимости MIPIM была представлена регионами. Состав российской делегации был не таким представительным, как раньше. Но это объяснимо: MIPIM теперь воспринимается россиянами как деловое мероприятие, а не светский раут.

За несколько дней до открытия MIPIM-2011 в российском девелопменте произошло знаменательное событие — глава столичной Mirax Group Сергей Полонский заявил, что бренд «Миракс» прекращает существование, а себя попросил больше не считать бизнесменом. Именно Полонскому принадлежит знаменитая фраза «У кого нет миллиарда, тот идет в ж...». Сказано это было именно на MIPIM в марте 2008 года, в разгар спекулятивного бума на столичном рынке недвижимости. Три года спустя тренд принципиально изменился.

В отсутствие таких завсегдатаев MIPIM как Юрий Лужков и Владимир Ресин, на нынешней выставке основной тон в российской делегации задавали региональные проекты. Об этом свидетельствует хотя бы программа официальных мероприятий. Главными спикерами ключевой «российской» дискуссии первого дня «Россия: время сейчас!» были свердловский и калужский губернаторы Александр Мишарин и Анатолий Артамонов. Первый представлял крупный комплексный проект в сфере жилищного строительства — возведенный группой «Ренова» в Екатеринбурге квартал «Академический». А второй рассказывал об опыте привлечения инвестиций в глубоко депрессивный регион, каковым Калужская область была еще 15 лет назад. Теперь же ставят в пример того, как надо работать с иностранным капиталом.

В проходившем в соседнем зале круглом столе «Россия: инвестируй в лучшее» солировал мэр Краснодара Владимир Евланов. Содержание его доклада оказалось созвучным одной из главных тем, которая обсуждалась на MIPIM в этом году — устойчивое развитие городов. Во второй день выставки в каннском Дворце фестивалей прошла презентация горнолыжного кластера Северного Кавказа, свои инвестпроекты продемонстрировали Нижегородская, Ивановская и Свердловская области. Впервые отдельным стендом выступила Астрахань, спозиционировав себя как каспийскую столицу России (другая каспийская столица — Баку — была в этом году среди ключевых экспозиций городов).

На этом региональном фоне явную нехватку привычных московских проектов с видимым удовольствием восполняла делегация Санкт-Петербурга. Дискуссии и презентации на стенде северной столицы три дня подряд шли фактически в режиме нон-стоп. Москва в официальной программе в третий день выставки презентовала лишь инфраструктуру международного финансового центра. Мероприятие проходило вполне камерно и в присутствии в основном соотечественников — параллельная презентация Лиона собрала куда больше гостей.

Вместе с тем, в сравнении с прошлыми годами, в российской делегации было сравнительно немного первых лиц. «В этом году в выставке участвовало всего три губернатора — свердловский, калужский и волгоградский, а в 2006 году их было 43», — поделился наблюдениями губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. Но, по его мнению, о том, что регионы перехватили инициативу у Москвы, говорить пока рано: «Москва представляет себя на MIPIM 20 лет, и многим регионам, в том числе и нашему, необходимо учиться, как участвовать в этой серьезной выставке». С другой стороны, отсутствие политического и делового истеблишмента свидетельствует скорее о том, что после кризиса MIPIM существенно меняет формат. «Этот MIPIM отличается от прежних тем, что здесь нет массовки. Вместо этого появился точечный интерес инвесторов, которые хотят принят участие в конкретных проектах», — говорит мэр Анапы Татьяна Евсикова.

Директор MIPIM Филиппо Реан оценил итоги выставки как «возвращение к умеренному оптимизму». «Два года подряд мы говорили о политике, об экономике, да о чем угодно, потому что на рынке не было сделок. Сегодня инвесторы вернулись», — резюмировал Реан на итоговой пресс-конференции. При этом, по его мнению, присутствие на выставке в качестве главных спикеров таких ведущих мировых экономистов как нобелевский лаyреат Джозеф Стиглиц или Нуриэль Рубини (выступали, соответственно, в прошлом и нынешнем году), свидетельствует о том, что рынок недвижимости стал включаться в макроэкономический контекст. Из российских проектов директор MIPIM отметил прежде всего презентацию олимпийских объектов Сочи: «MIPIM все больше становится площадкой, где города презентуют свои спортивные события — недавно это был Лондон, теперь Сочи».

Филиппо Реан полагает, что MIPIM вообще предоставляет хороший шанс нестоличным городам, поскольку многие инвесторы стремятся диверсифицировать свои вложения и столицами их интересы уже не ограничиваются. В этом году, по мнению г-на Реана, наиболее продуктивную работу проделали Бирмингем, Манчестер, Лион и Лилль — иными словами, россиянам есть у кого учиться. «Между российскими регионами идет жесткая конкурентная борьба, поэтому регионам участвовать в этой выставке абсолютно необходимо. Сидя дома, регион не получит инвесторов, поэтому нужно показывать себя и предлагать индивидуальные идеи, интересные инвесторам», — объясняет причины присутствия своего региона на MIPIM Анатолий Бровко.

Для федеральных чиновников нынешний MIPIM стал прежде всего возможностью презентовать новые проекты в сфере жилищного строительства — в соответствии с велением времени, опять же, в эконом-классе. Генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман полагает, что ключевым посткризисным трендом российского рынка недвижимости является именно быстрый рост строителства жилья эконом-класса (в ценовой категории в районе 30 тыс. рублей за кв. метр), прежде всего, в регионах. «В ближайшие пять и более лет Москва и Московская область перестанут быть низкорисковыми с точки зрения жилого строительства — московское правительство не стремится форсировать строительство жилья без транспортной, социальной и энергетической инфраструктуры. Это означает, что часть платежеспособного спроса перетечет в субъекты вместе с инвесторами и девелоперами», — поясняет Браверман. Негативным трендом рынка, по его мнению, является ориентированность покупателей жилья на квартиры в многоэтажных домах, в связи с чем возглавляемый им фонд планирует стимулировать спрос на малоэтажное жилье эконом-класса и предоставлять господдержку девелоперам соответствующих проектов. По оценке фонда, потребность в жилье эконом-класса в России сегодня составляет 22 млрд кв. метров, а подтвержденный спрос, сконцетрированный примерно в 30 регионах, оценивается в 240 млрд рублей. Заместитель министра регионального развития Константин Королевский заявил, что в 2015 году его ведомством ожидается ввод 90 млн кв. метров жиля против 58 млн в 2010 году, а к 2020 году — 140 млн кв. метров.

Что касается иностранных инвесторов, то к призыву идти в российские регионы они отнеслись неоднозначно. «В предыдущем цикле рынка (2005-2008 годы) те иностранные инвесторы, которые не смогли войти в столицы, пошли в регионы. В качестве примера можно привести „Атриум Палас отель“ в Екатеринбурге, — отмечает Джеймс Корриган, руководитель управления недвижимости компании „ВТБ Капитал“. — Однако в начале нового цикла их внимание вновь переключилось на столицы». По мнению г-на Корригана, привлекательность сектора российской жилой недвижимости для иностранных инвесторов низка потому, что на этом рынке пока слишком мало публичных компаний. Вместе с тем эксперт отмечает и новые тренды: интерес к вложениям в российскую коммерческую недвижимость появился у иностранных пенсионных фондов, а суверенные фонды арабских стран делают все больше прямых вложений, чего не наблюдалось до 2008 года. «В этом году мы не увидим больших инвестиций, — резюмировал г-н Корриган. — Рынку нужна крупная сделка, которая станет сигналом для остальных». Управляющий директор «Хайнс Россия» Ли Тимминс считает, что сегодня самое время возвращать инвесторов в Россию, несмотря на скептическое отношение к стране после кризиса. В подтверждение этого г-н Тимминс заявил, что его компания намерена в ближайшие три-четыре года инвестировать в Россию 70 млн долларов.

Российские эксперты не столь оптимистичны. «За исключением нескольких китайских компаний, я не обнаружил никого, кто покупал бы недвижимость в Москве в прошлом году, — заявил во время традиционного „Русского завтрака“ партнер Baker & McKenzie Константин Кузин. — Сегодня на рынке реально присутствуют только долгосрочные игроки». «Россия больше не является частью BRIC, она перешла в разряд становящихся рынков», — констатирует управляющий партнер Investment Management Group Максим Кунин. Что касается регионов, то основных проблем для крупных инвесторов здесь три — небольшое количество подготовленных площадок, слабые возможности контроля за реализацией проектов и малая емкость регионалных рынков: «В отдельно взятом региональном центре сложно выполнить более чем один проект, поэтому мы концентрируем свою деятельность в Москве», — поясняет первый вице-президент ЗАО «Промсвязнедвижимость» Дмитрий Ермолов. В Россию можно инвестировать, но если вы знаете, как это делать — таким было резюме «Русского завтрака».

Фото: profi-forex.org


16 марта 2011 г., news.ners.ru



Новости

Level Group выбирает формат «вайб-моллов» для торговой недвижимости
Level Group представила обновленный подход к формированию торговых пространств в жилых комплексах. Компания делает ставку на качественно управляемую коммерцию, создавая «вайб-моллы».

www.level.ru

6 июня
ИТ-компания «Кью-центр» расширила свое офисное пространство в Москве.
«Кью-центр» арендовал офисное помещение площадью 312 кв.м в БЦ «Квадрат», расположенном на Верейской улице, 11.

www.primepm.ru

4 июня

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Паназиатская кухня лидирует по представленности в фуд-холлах в городах-миллионниках
Этот тренд сохранится в ближайшие 2-3 года
3 июня
В 2025 году Арабские Эмираты остаются приоритетным направлением для россиян при покупке зарубежной недвижимости
Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, по итогам пяти месяцев 2025 года Арабские Эмираты продолжают сохранять лидерство среди стран, наиболее востребованных у россиян для покупки недвижимости в 2025 году. На втором месте — Сербия. В пятерку также вошли Греция, Турция и Кипр. При этом Турция стала единственным направлением из топ-5, где все запросы связаны исключительно с приобретением недвижимости для собственного проживания, а не для участия в иммиграционных программ
3 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за март

5 966АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 23 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: