Немонетарная кардиограмма цен
Производители цемента, впрочем, не скрывают, что работают в крайне благоприятной среде. «Главная причина роста цен на цемент дефицит этого материала, признается генеральный директор компании БазэлЦемент Дмитрий Савенков. Рентабельность производства цемента высокая, поэтому говорить о том, что цены на цемент таковы, потому что издержки высокие, неправильно. Средняя себестоимость сейчас находится на уровне 12001500 рублей за тонну, а рыночные цены в зависимости от марки составляют 46 тысяч рублей за тонну». Как долго продержится подобная синекура, зависит от динамики энерготарифов, так как в себестоимости цементного производства от 40 до 60 процентов занимает топливо и электроэнергия. «Если бы цена на газ приблизилась к европейской, то наша себестоимость превысила бы 100 долларов за тонну», считает г-н Савенков.Однако более серьезный фактор ценообразования на рынке цемента растущие импортные поставки, которые уже привели к заметному торможению роста цен на цемент в начале нынешнего года. «Сейчас на рынке появился импортный цемент немецкий, турецкий хорошего качества, китайский. Дефицит цемента не такой острый, поэтому цены выросли несущественно. Не то что в прошлом году, когда цемент подорожал почти вдвое, говорит Андрей Петрухин, президент компании Старатели (производство сухих строительных смесей). Зато резко возросла стоимость железнодорожной доставки. После реструктуризации РЖД хопры-цементовозы предоставляют только частные перевозчики, а они резко подняли цены. Можно покупать свои вагоны, но их нерентабельно гонять в одну сторону, а обратно загрузить не всегда возможно».
Гораздо в большей степени девелоперов волнуют такие компоненты инвестиционной стоимости проектов, как цена земельных участков под строительство, затраты на инженерную инфраструктуру, подключение к электросетям и т. д. «Рост цен на квартиры не связан с подорожанием стройматериалов, говорит Дмитрий Луценко, член совета директоров Mirax Group (девелопмент, строительство жилья и объектов коммерческой недвижимости). Традиционные стройматериалы (бетон, кирпич, арматура) с каждым годом в себестоимости строительства занимают все меньшую долю. Остальное это инженерия, фасадные конструкции, кровельные материалы. Есть давление со стороны издержек, но оно не сверхкритично. Сверхкритична стоимость технологий. Все современные дома должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции, пожаротушения, лифтами. Это железо импортное и дорогое».
Хорошо, что еще рынок подрядных строительных работ, по крайней мере в Москве, весьма конкурентный (причем на нем работают и иностранцы особенно активны турки, а в последнее время появляются китайцы), и девелоперы путем тендеров и тщательного мониторинга на стадии строительства могут контролировать его стоимость. «Мы тщательно просчитываем себестоимость и даем подрядчику возможность заработать свою норму прибыли в пределах 810 процентов, говорит Владимир Воронин из ФСК Лидер. Свобода выбора подрядчиков есть: практически на каждый вид работ спокойно можно привлечь семь-восемь хороших фирм. Мощностей строительных больше, чем предложений строить. Есть много инвесторов, которые заключили контракты, а из каких источников финансировать строительство, они не знают. С такими компаниями серьезные подрядчики не будут иметь дела. Есть на рынке иностранные подрядчики, у них немного другая норма прибыли, другая технология, и они процентов на пятнадцать-двадцать дороже. Например, турецкие компании обычно дают низкую первоначальную цену, но договоры составляют так, что в итоге стоимость работ все равно возрастает: за каждый гвоздь и чих придется платить».
Что касается пожеланий к государству в смысле мер по ограничению роста стоимости жилья, то и девелоперы, и производители стройматериалов единодушны: государство должно стимулировать инвестиции в отрасль, создавая тем самым условия для увеличения предложения жилья. И речь идет даже не столько о налоговых льготах. «Зарубежные производители готовы поставить нам проекты новых цементных заводов под ключ, у них большой опыт, говорит Дмитрий Савенков из БазэлЦемента. Но для иностранной компании получить разрешительную документацию практически невозможно: собрать подписи, вписаться в наши стандарты Хотелось бы унификации, это позволило бы тиражировать международный опыт. Но пока у нас все уникально. В Китае, в Европе, на арабском Востоке строительство цемзавода считается проектом средней сложности, а у нас любое цементное предприятие ставят в разряд уникальных. На каждом шагу это вызывает огромное количество сложностей».
23 июня 2008 г., expert.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |