Темрюк,

Поиск недвижимости

Разместить объект

Что ждёт торговые коплексы

Усиление конкуренции между торговыми центрами заставляет девелоперов искать новые пути привлечения потребителей. Аквапарки, мультиплексы, боулинги становятся неотъемлемой частью торговых центров. Где-то более широко развиваются ресторанные операторы, где-то — детский сегмент развлечений, где-то делаются ставки на кинозалы — все это привлекает покупателей.

Наша республика имеет достаточно высокий уровень жизни, наиболее динамично развивается по сравнению с окружающими регионами, у нас достаточно высок процент платежеспособных людей.

Несмотря на прогнозы о скором перенасыщении рынок торгово-развлекательных комплексов в Уфе продолжает развиваться, пусть и с некоторыми «перекосами»: какие-то районы можно считать условно обеспеченными торгово-развлекательными центрами, а в Черниковке, Инорсе и Деме их явно недостаточно.

Несмотря на то, что открылось уже много торгово-развлекательных комплексов, можно сказать точно, что предела нет.

Во-первых, если взять имеющееся у нас количество мини-рынков, объем их оборотов понятен, но он не контролируется. Это потенциал для новых торговых комплексов.

Во-вторых, если рассматривать крупные торговые комплексы, то мы увидим, что цена аренды очень высокая. Это говорит о том, что реальной конкуренции на данный момент не существует. Потому что пока предприниматель не начинает чувствовать, что его поджимает рынок свободных квадратных метров, есть возможность взять в других местах подешевле, стоит вопрос о престижности места.

Пока рынок еще не подошел к тому порогу, при достижении которого любой предприниматель мог посчитать, что ему выгоднее взять: подешевле, но место не престижное, или подороже, но в модном торговом центре. И это говорит в пользу того, что рынок еще не насытился.

В большинстве городов России спрос на торговые центры еще далек от удовлетворения.

Согласно статистике обеспеченность торговыми площадями современного уровня составляет 422 квадратных метра на тысячу человек, во Франции — 273 квадратных метра, в Испании — 233 квадратных метра, Германии — 208 квадратных метра, в Южной Корее — 137 квадратных метра, в Чехии — 134 квадратных метра, а в России — пока всего 119 квадратных метров.

В региональных центрах уровень обеспеченности торговой недвижимостью очень разнится. Если в Краснодаре на тысячу жителей приходится 150 квадратных метров торговых площадей, в Нижнем Новгороде — 143 квадратных метра, Рязани — 70 квадратных метров, то в Смоленске — всего 13 квадратных метров.

Между тем, в Варшаве этот показатель доходит почти до 600 квадратных метров, в Праге — 550 квадратных метров, в Мадриде — 430 квадратных метров, а в Берлине — 380 квадратных метров.

Мы ожидаем существенного прироста объемов строительства в российских регионах, что неудивительно при таком дефиците торговых площадей.

В ближайшие пять — шесть лет в нашей стране будет введено в эксплуатацию около 10 миллионов квадратных метров торговых площадей при условии сохранения стабильности развития сектора и отсутствия кризисов в экономике. Общий объем инвестиций в регионы может составить порядка 15 миллиардов долларов.

Согласно опять той же статистике, для развитых городов минимальной нормой является 300 кв.м. торговых площадей на 1 000 жителей. Учитывая, что в Уфе проживает порядка 1 100 000 человек, можно говорить, что емкость рынка должна составлять не менее 300 000 — 350 000 кв.м. торговых площадей. На данный момент эта планка уже преодолена, однако, уже в конце 2008 г. — начале 2009 г., с учетом заявленных новых ТРК (в частности Мега), на рынке качественных торговых площадей Уфы наступит перенасыщение, что приведет к ужесточению конкуренции.

Как сообщили в Управлении потребительского рынка администрации городского округа город Уфа, планируется строительство и открытие более десятка крупных торгово-развлекательных комплексов, включающих объекты торговли общей площадью свыше 500 тысяч квадратных метров.

Самые крупные из них — это многофункциональный торговый и коммерческий центр международного уровня «МЕГА» ООО «ИКЕА МОС» общей площадью 140 тысяч квадратных метров, торгово-развлекательный комплекс на проспекте Октября (на месте ТСК «Советский») общей площадью 65 тысяч квадратных метров, многофункциональный комплекс ООО «Мегамаг-Уфа» (на улице Губайдуллина) площадью 80 тысяч квадратных метров, торгово-развлекательный комплекс (на месте ТСК «Гагаринский») общей площадью 80 тысяч квадратных метров, многофункциональный торговый комплекс в поселке 8 Марта общей площадью 55 тысяч квадратных метров и другие.

Основные тенденции 2008—2009 года на рынке ТРК, по нашему мнению следующие:

- придание индивидуальности посредством специфики проектирования (архитектурный проект, атмосферные решения, уникальные функции и др.);

- процент с товарооборота формирует новый уровень арендных ставок.

В условиях грядущей жесткой конкуренции с другими ТРК сроки окупаемости удлиняются до 6—7 лет.

Имеющиеся форматы ТРК увеличивают срок окупаемости до шести-семи лет. В имеющихся современных комплексах появилось множество операторов (кинотеатры, боулинги, детские магазины, игровые зоны, фуд-корты, фитнес-центры), имеющих низкую арендную ставку — в три-четыре раза меньше, чем у других арендаторов. Одновременно дает о себе знать инфляция — стоимость строительства увеличивается. Это тоже увеличивает сроки окупаемости, так как рост арендных ставок не имеет такой же динамики.

По нашему мнению, такая практика не совсем корректна: у объекта должен быть один хозяин. Но, продавая площади, сдающиеся арендаторам по минимальным ставкам, девелоперы сразу зарабатывают деньги, и окупаемость выходит на приемлемый рубеж в 2—3 года.

Создание в торговом комплексе развлекательной инфраструктуры ощутимо увеличивает поток посетителей. Размещение в комплексе развлекательной функции в значительной степени способствует росту конкурентоспособности центра, поэтому доля торговых комплексов, имеющих развлекательную составляющую, растет. В современных торговых центрах присутствуют такие развлекательные услуги, как: многозальный мультиплекс, боулинг, бильярд, игровые автоматы, видеоигры, фитнес-центры, фуд-корты,

В торговых центрах развлекательная составляющая выносится на верхние этажи, в результате получается, что первые 2 этажа заняты торговой составляющей, а последние отдаются под кинотеатр, спортивные развлечения, рестораны и т.д. Кроме того, посредством такого хода обеспечивается поток покупателей на верхние торговые этажи.

Стоит отметить, что на текущий момент в России данные развлекательные услуги не являются основной составляющей, привлекающей покупателей в торговые комплексы, как на Западе. Большинство жителей России воспринимают поход за покупками и отдых как два самостоятельных и самодостаточных мероприятия, поэтому уделяется внимание либо одному мероприятию, либо другому. Но это не уменьшает значимость развлекательной функции. Она способствует «привыканию» посетителей к конкретному торговому центру. В сознании покупателей возникает образ торгового центра, в который можно сходить с любой целью — шоппинг или отдых. Кроме того, развлекательная составляющая позволяет сформировать пласт постоянных посетителей, обеспечивающих высокую проходимость.

В настоящее время в каждом крупном (от 15—20 тыс. кв. м) торговом центре обязательно присутствует фуд-корт и развлекательная зона, состав которой может варьироваться. При этом она может занимать от 10 до 50—60% площади торгово-развлекательного комплекса. Стандартный набор развлечений Уфимских ТРК состоит из кинотеатров, игровых автоматов, боулинга и бильярда.

Одним из немаловажных факторов развития данного формата торговли с точки зрения владельца является то, что практически все риски, связанные с торговлей несут арендаторы. В функции владельца (арендодателя) входит следить за общим состоянием здания: коммуникациями, торговыми помещениями, также он предоставляет услуги безопасности. Арендодатель организует нужный подбор арендаторов, при этом он получает немалые деньги с аренды. При всей своей кажущейся простоте этот бизнес нельзя назвать простым, для того, чтобы ТЦ успешно работал и приносил хорошие дивиденды необходимо соблюдать определенную технологию, начиная с выбора места под строительство и заканчивая маркетинговыми мероприятиями по привлечению покупателей.

3 апреля 2008 г., finrb.ru



Новости

ИТ-компания «Кью-центр» расширила свое офисное пространство в Москве.
«Кью-центр» арендовал офисное помещение площадью 312 кв.м в БЦ «Квадрат», расположенном на Верейской улице, 11.

www.primepm.ru

4 июня
В МФЦ «Остафьево» в Новой Москве появится сеть фитнес-центров TMGYM
Сеть фитнес-центров TMGYM откроется в многофункциональном центре «Остафьево» в Новой Москве, девелопер проекта – группа «Самолет».

www.nikoliers.ru

3 июня

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Паназиатская кухня лидирует по представленности в фуд-холлах в городах-миллионниках
Этот тренд сохранится в ближайшие 2-3 года
3 июня
В 2025 году Арабские Эмираты остаются приоритетным направлением для россиян при покупке зарубежной недвижимости
Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, по итогам пяти месяцев 2025 года Арабские Эмираты продолжают сохранять лидерство среди стран, наиболее востребованных у россиян для покупки недвижимости в 2025 году. На втором месте — Сербия. В пятерку также вошли Греция, Турция и Кипр. При этом Турция стала единственным направлением из топ-5, где все запросы связаны исключительно с приобретением недвижимости для собственного проживания, а не для участия в иммиграционных программ
3 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за апрель

0АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Темрюке НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:



Коммерческая недвижимость