Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

Подземный близнец Москвы

Многовековая история строительства Москвы – это не только Кремль и собор Василия Блаженного, Красная площадь и сталинские высотки. Это монастырские подземные ходы и подвалы, подземелья и линии метрополитена, секретные бункеры и таинственные запасники церквей. Это тоже наша Москва, но только подземная. И в подземную историю столицы планируют вписать новые страницы. Что сможем мы на них прочитать?

Еще со времен Ивана Грозного московские подземелья интересовали строителей. Сколько скрытых возможностей в подземных площадях города… А ведь сегодня Генеральный план развития Москвы не предусматривает подземное строительство как отдельное направление градостроения.

«Московские новостройки растут ввысь, хотя мировой опыт показывает, что до четверти площади вводимых сегодня в Европе и Америке строительных объектов занимают подземные сооружения, – поясняет Сергей Куренков, директор департамента инвестиционного консалтинга компании „Домострой“. – Тем не менее меньше тридцати процентов зданий, строящихся сегодня в Москве, имеют подземные коммуникации, сооружения. Казалось бы, есть все возможности для организации подземной инфраструктуры. Комплексное решение проблемы использования подземного пространства могло бы сильно упростить и улучшить структуру наземного строительства. Есть опыт, есть наработки по использованию подземных площадей. Многие столицы и крупные города мира поставили перед архитекторами и строителями очень жесткие требования. Переносят под землю целые торговые дома, парковки, автомобильные и железнодорожные трассы, развлекательные центры».

Все же доля подземного строительства за последние пять лет не превысила 8%. А идеи в свое время озвучивались фантастические. Еще 15 лет назад было предложено строительство подземного «зеркала» центра Москвы. Согласно проекту, подземные улицы должны полностью дублировать улицы города. Такие развязки уже давно и с успехом используют во всем мире. В Киеве, под площадью Независимости, выстроен подземный торговый центр. В Минске организована сеть подземных магазинов, а в канадском городе Торонто возведен целый подземный комплекс торговых центров, самый крупный в мире. В Москве хотели соединить под землей Манежную площадь по направлению Тверской улицы с Белорусским вокзалом, а ответвления пустить до Лубянки, Смоленской площади, Нового Арбата и Кудринской площади. Однако принятые к исполнению варианты развития подземной инфраструктуры не позволяют сегодня создать единую сеть подземных коммуникаций. Сегодня московское подземелье состоит из множества не соединенных между собой объектов, но планы по комплексному освоению пространства под землей существуют, и они довольно масштабны.

«Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы просчитал, что, по самым скромным подсчетам, строительство комплекса подземных объектов потребует два года – с 2008 до 2010, – комментирует Айдар Галеев, директор департамента консалтинга и исследований компании „Миэль – Коммерческая недвижимость“. – В минимальных объемах должно быть построено 1 888 тыс. кв. м, а максимум – 3 млн „квадратов“».

Большая часть площадей отдана под подземные парковки. Часть будет выделена на строительство трасс и подземных дорог, и еще часть – на строительство подземных объектов торгово-развлекательной тематики. Подземное строительство также предусмотрено при реконструкции Ленинградского проспекта. На участке от Камергерского переулка до начала Манежной, под Тверской будет построена подземная парковка. А под знаменитой Пушкинской площадью будет создано единое пешеходное пространство, объединяющее станции метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская».

По сравнению с начальными планами застройки этих участков, из них исчез т4000оргово-досуговый центр. Что же касается парковки на тысячу машин, она будет построена под Пушкинской площадью. Самым крупным подземным комплексом в Москве может стать торговый комплекс под площадью Белорусского вокзала. Такой комплекс является частью проекта реконструкции Тверской заставы. Размеры будущего подземного центра с супермаркетом, кинотеатром и двумя ярусами подземной парковки – 115 тыс. кв. м.

Проект строительства подземного комплекса под Белорусским вокзалом – один из самых дорогостоящих строительных проектов Москвы. По самым скромным подсчетам, бюджет строительства оценивается в $220—250 млн. Кроме того, проектами предусмотрены серьезные изменения подземных коммуникаций других вокзалов. Под Павелецким вокзалом уже ведутся подземные строительные работы. Рижский потеряет товарный двор, а взамен получит новейший современный подземный терминал для пригородных поездов и электричек. Изменения под вокзалом Рижского направления уже запланированы.

Московский международный деловой центр «Москва-Сити» тоже не остался в стороне. Под землей вырастет целый подземный город, с проспектами, улицами, магазинами, бутиками. Проект этого центра был представлен на международной выставке в 2007 году в Каннах. Контролируемый климат помещений, дополнительный подземный терминал для скоростных поездов, новейшие технологии позволят Центру занять ведущее место в мире, а Москве – стать не только наземной, но и подземной столицей. Больше двадцати объектов планируется построить под землей. Это будут подземные парковки и дополнительные торговые площади, вокзалы и развлекательные центры, офисные помещения.

Кроме Пушкинской площади, подземные центры планируется построить под Смоленской, Калужской, Сухаревской и Тургеневской площадями и площадью Гагарина. Подземные работы охватят весь город, от центральных районов до достаточно удаленных от центра точек. Планируются подземные работы в районе метро «Шоссе Энтузиастов» и метро «Петровско-Разумовская».

Высокая цена столичной земли, заставила обратить внимание на еще не освоенное подземное пространство города. Правда, подземное строительство все еще страдает отсутствием единой нормативной базы. В отличие от наземного строительства, подземные коммуникации с трудом поддаются последующей перестройке и модернизации. Иногда просто невозможно снести какой-то объект и на его месте построить новый. Этим обуславливается необходимость строить так, чтобы эти коммуникации служили не десятки, а сотни лет. И важно, чтобы все эти годы объекты подземного города отвечали нормам безопасности и все городское хозяйство функционировало без перебоев.

В Москве наличие некоторого количества подземных строений, уже присутствующих на плане города, сильно затрудняет процесс планирования и развития подземных сооружений. Кроме того, сложная геологическая и гидрогеологическая обстановка ограничивает сегодня возможности расширения подземного строительства. Конечно, существуют различные аспекты этого вопроса. Развитие инфраструктуры Москвы напрямую зависит сегодня от развития подземных московских коммуникаций. Появление парковочных площадей, трасс и подземных туннелей сильно разгрузит наземную часть города от автомобильного нашествия.

Возникает вопрос: насколько же это экономически выгодно? «Не стоит забывать, что подземное строительство много дороже, чем наземное, – говорит Сергей Лобкарев, директор департамента развития бизнеса УК „МИАН“. – Каждый уровень подземных коммуникаций увеличивает стоимость объекта строительства на треть, а то и в два раза. В некоторых случаях, в связи со сложными геологическими ситуациями, стоимость строительства может возрасти в десятки раз». Если говорить о минус втором и ниже этажах, то их строительство на 25—40% дороже наземного строительства, добавляет Айдар Галеев. Таким образом, себестоимость квадратного метра под землей возрастает до $2000—2400. Сегодня подземное строительство в Москве только зарождается, и трудно оценить доходность таких объектов.

18 марта 2008 г., sob.ru



Новости

Приглашаем на Московский Международный жилищный конгресс-2024
Крупнейшее деловое мероприятие рынка недвижимости пройдет с 21 по 25 октября в Центре международной торговли в Москве (Краснопресненская наб., 12). Планируется порядка 10 000 участников — профессионалов рынка — из более 80 субъектов РФ и ряда зарубежных стран.

www.realcongress.ru

28 августа
Доля региональных рынков в спросе на складскую недвижимость стала максимальной за всю историю рынка
63 % достигла доля сделок в регионах в складском сегменте по итогам 1 полугодия 2024. Показатель стал максимальным за всю историю рынка, при этом средняя доля региональных сделок за предыдущие 10 лет составляла 35 %.

core-xp.ru

9 августа

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

В Санкт-Петербурге на семь управляющих компаний пришлось 74 % от общего объема первичного рынка сервисных апартаментов
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в I полугодии 2024 года 74 % объема первичного рынка сервисных апартаментов пришлось на комплексы под управлением семи крупных компаний. Лидером осталась девелоперская группа Plaza Lotus Group (PLG), продолжившая продажи в комплексах IN2IT и «Про.Молодость».
6 августа
Екатеринбург, Краснодар, Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 г.
Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.
11 июля

Все статьи и обзоры

Все новости за март

3 043АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 24 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: