Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

"В торговле о такой доходности и не мечтают"

Девелоперский бизнес привлекает своей высокой рентабельностью все больше игроков других рынков: о намерении начать строительство объектов в Москве и регионах заявляют то владельцы торговых сетей, то производители продуктов и алкоголя, которые направляют на девелопмент часть своих доходов от основной деятельности. При этом некоторые бизнесмены уходят в недвижимость насовсем, оставив прежние интересы. В своем первом интервью после продажи доли в торговой сети «Копейка» АЛЕКСАНДР САМОНОВ рассказал корреспонденту РБК daily НАТАЛЬЕ КОПЕЙЧЕНКО о своей тяге к девелопменту, планах по созданию компании на 5 млрд долл. и возможности возвращения в ритейл.

- Уходя из «Копейки», вы сказали, что вам теперь интересен девелопмент. Когда и откуда возник этот интерес?

- Он появился где-то за год-два до моего выхода из «Копейки». Сейчас в торговле — я это не раз говорил — успех определяется скоростью открытия новых магазинов. А это очень тесно связано с недвижимостью. Поэтому первые лица в розничных сетях посвящают массу времени всему, что связано с девелопментом: приобретение прав, реконструкция и строительство. Лично у меня в «Копейке» это занимало не меньше половины рабочего времени. Если же немного углубиться в экономику и дать более широкие пояснения, то рынок недвижимости — очень емкий рынок. Он не подразумевает того, что на нем может одна компания занять значительную долю. Например, в торговле крупнейшие сети в развитых странах могут охватить по 20—30% рынка. Мне кажется, в недвижимости — это фантастика: чтобы такие доли занимать, надо не миллиардами даже оперировать, а триллионами.

- А прежде у вас был опыт работы на рынке недвижимости? Не с позиции представителя торговой сети, а именно в создании объектов?

- Не было, не считая частного опыта. Создавая команду «Акцент Девелопмент», я приглашал специалистов с опытом, тех, кто состоялся в отрасли. Сам же я постоянно изучаю этот рынок: как он устроен, какие имеет особенности. Некоторые вещи узнаю только сейчас, и, наверное, процесс познания будет продолжаться бесконечно.

- Почему в рамках Accent Group были созданы именно девелоперская и инвестиционная структуры? Правильно ли я понимаю, что их бизнес не пересекается?

- Верно, «Акцент Девелопмент» и Accent Real Estate Investment Managers (AREIM) не ведут совместной деятельности, это самостоятельные компании, ориентированные на открытый рынок. Больше года назад, фантазируя за чашкой чая, я предлагал Виктору Шлепову, в прошлом финансовому директору «Копейки», а теперь одному из учредителей AREIM, пойти в недвижимость. Тогда он откликнулся без особого интереса. По прошествии некоторого времени Виктор все же согласился. «Мне нравится, что этот сектор очень капиталоемкий», — говорит он. Финансисты — они одержимы масштабными задачами и идеями, связанными с привлечением и размещением средств. Им только дай возможность с инвесторами разговаривать, с банками, кредиторами. А недвижимость требует капитала в различных его формах и количестве.

- Вы изначально решили разделить девелопмент и инвестиции?

- Сперва у меня было довольно смутное представление о том, как работают фонды на рынке недвижимости, и я не стесняюсь это признать. Я думал, что необходимо создать компанию смешанного типа, которая будет заниматься всем: и вкладывать, и строить. Но постепенно пришло понимание того, что это разные виды деятельности, которые не стоит объединять в рамках одной компании. В итоге эти бизнесы были разделены, в каждом из них даже управляющая команда своя. Так, в AREIM моими партнерами являются Виктор Шлепов и Владимир Вайс, в «Акцент Девелопмент» партнеры появятся в первой половине этого года.

- Давайте сначала поговорим об инвестиционной составляющей вашего бизнеса — компании AREIM: сейчас в Россию приходят иностранные фонды, которые пытаются привлечь денежные ресурсы на наш рынок недвижимости…

- Мы не сильно будем отличаться от этих фондов. Нашими целевыми инвесторами также являются крупные международные институты — пенсионные фонды, страховые компании, фонды университетов. В меньшей степени мы смотрим на капитал российского происхождения. Но отмечу, что у нас есть и свое преимущество перед зарубежными конкурентами: нам удалось сформировать очень сильную локальную команду, которая лучше разбирается в особенностях российского рынка и оценивает риски, связанные с инвестициями.

- Каков сейчас объем фонда и как вы планируете его развивать?

- Объем первоначального размещения Accent Russia Opportunity Fund составил 150 млн долл. В течение года мы планируем увеличить объем капитала под управлением AREIM до 1 млрд долл. Причем мы будем не только наращивать объем первого фонда, но и создавать новые. К примеру, сейчас мы изучаем возможность организации фондов с фокусом на жилье или на инвестициях в акции непубличных девелоперов. Но на это нужно время: проекты в недвижимости нескорые. Это ведь не розница, где купил ящик помидоров, его в магазин поставил и продал. Размещать привлеченные средства мы будем постепенно — это дело не года и даже не двух лет. В целом, по моим ожиданиям, за пять лет мы сможем создать компанию, под управлением которой будет находиться 3—5 млрд долл.

- Мы обращаем внимание на такие элементы, как география, отраслевая структура инвестиций, размер и срок входа в проект. В первую очередь фонд вкладывает средства в торговую, офисную и складскую недвижимость на территории России. При этом основной акцент мы делаем не на Москву и Санкт-Петербург с наиболее развитыми рынками, а на регионы. Дополнительно до 20% от совокупных активов фонда может быть инвестировано на Украину и в Казахстан. Разумеется, наша стратегия корректируется в зависимости от сектора и географического рынка. С разными идеями коллеги порой приходят, но мы их пока не рассматриваем: они для фондов представляют сложности по капитализации. Пока портфель фонда составляют четыре проекта: торговый центр в Новосибирске, офисные проекты в Новосибирске и Москве, а также логистический комплекс в Подольске. В стадии закрытия находятся еще четыре сделки; надеюсь, что объявить о них мы сможем до конца первого квартала. Пока могу сказать, что общий объем инвестиций в рамках этих проектов составит около 700 млн долл., из них 170 млн долл. мы берем на себя.

- Мы постоянно изучаем какие-то предложения, в среднем три-пять в неделю. Сейчас у нас в стадии переговоров и подготовки к инвестиционному комитету находится около 30 проектов, стоимость которых превышает 2,5 млрд долл. Все проекты проходят многоступенчатую экспертизу, в том числе due diligence, на все это уходит еще один-три месяца. По опыту могу сказать, что проект, прошедший первую фазу, скорее всего будет окончательно одобрен. Бывает, что мы отказываемся от проектов: например, если у нас не наладился контакт с партнерами или после изучения конкурентной среды. Мы для себя поставили порог, во-первых, чувствительности к рискам, а во-вторых, уровня доходности, который привлекает при вхождении в проекты.

- 30% годовых на капитал. Подчеркну: не на инвестиции в целом, а на капитал, вложенный нами. Как это ни удивительно, основная масса проектов соответствует этому порогу, и многие его даже превышают. Для меня это сюрприз: в торговле о такой доходности и не мечтают.

- Основную прибыль, по вашему мнению, сейчас все-таки приносят регионы? Или к Москве у инвесторов интерес еще не остыл?

- Доходность столичных проектов сопоставима с региональными, но стартовый объем инвестиций кратно выше. За этим тянутся и риски. К примеру, у вас есть сто рублей, и с точки зрения управления рисками их лучше разместить по десять рублей в разные проекты. Московские проекты тянут из вас все пятьдесят, то есть половину капитала. Раньше можно было реализовывать проекты в столице, имея в кармане 20—30 млн долл., теперь для старта необходимы сотни миллионов.

- А на выходе они не приносят в разы большую прибыль?

- Прибыли сопоставимые. Везде есть привлекательные проекты с грамотной концепцией, есть и откровенно слабые. Однако регулирование этой деятельности в Москве значительно более сложное, более запутанное. Вероятно, этого требуют масштабы города: это мегаполис, и тут всякое решение должно приниматься очень взвешенно. Другое дело, в регионах реализация проекта занимает от года до трех, а в Москве — от трех до пяти лет.

- Девелоперская компания «Акцент Девелопмент» уже заявила о двух крупных жилых проектах и программе по строительству магазинов «у дома». В дальнейшем «Акцент Девелопмент» на чем планирует сосредоточиться?

- Мы определили для себя секторы рынка, на которых будем работать. В числе их было жилье — и городское, и загородное, коммерческая недвижимость. Правда, логистика нам как девелоперам менее интересна. Дело в том, что в девелопменте мы ставим норму доходности еще выше, чем в проектах инвестфонда. Мы рассматриваем проекты от 50% доходности на капитал. Ведь в девелопменте больше рисков, и они самые разные — начиная от прав на землю и заканчивая политическими рисками. Все эти особенности требуют увеличения нормы прибыли. Пока в портфеле компании доминирует загородное жилье, но в дальнейшем его структура будет отражать рыночную: порядка 80% — жилье, а 20% — коммерческая. Мы же стремимся к тому, чтобы за несколько лет сбалансировать портфель из расчета 50 на 50%.

- За счет чего в ближайшее время будете выходить на эту пропорцию?

- В настоящее время мы рассматриваем несколько потенциально интересных проектов. Процесс вхождения в проект занимает несколько месяцев: необходимо провести переговоры с партнерами, детально изучить характеристики проекта и просчитать его экономику. Когда речь идет о крупномасштабных проектах, мы сразу привлекаем инвесторов. К примеру, в одном проекте речь идет о совокупной сумме инвестиций в 200 млн долл. Мы планируем зайти с 30 млн долл., оставшуюся сумму вложат партнеры-инвесторы.

- Насколько вам интересно войти в крупный проект развития территорий, как в случае с «Миллениумом»? Рассматриваете ли возможность работы в городах-спутниках типа «Большое Домодедово», «А101» и других?

- Может быть, жизнь меня опровергнет, но пока я рассуждаю так: девелоперу с девелопером работать трудно. Почти невозможно. Максимальная девелоперская доходность приходится на период от приобретения прав на земельный участок до стадии проектирования. И тут неизбежно столкновение интересов двух девелоперов, что может негативно сказаться на реализации проекта. С другой стороны, на этом этапе большой капитал не требуется, один девелопер в состоянии справиться сам. Как правило, партнеры в проекте появляются на более поздних этапах, когда необходимо обеспечить дополнительное финансирование. Мы как девелоперы заинтересованы в партнерах другого рода — инвесторах. Помимо этого мы активно накапливаем опыт производственной части — в команду приглашены лучшие специалисты в области строительства. Я всегда придерживался мнения, что для девелопера функция заказчика — одна из ключевых компетенций. Мы активно развиваем собственные службы, адаптируем западные и разрабатываем собственные технологии.

- Да, такая задача есть, и я очень надеюсь, что мы ее решим. Не то что надеюсь — точно решим, раз уж в девелопмент пошли. В противном случае это не девелопмент.

- Интереса к ритейлу у вас не осталось вообще?

- К розничной торговле я охладел. К тому же у меня есть обязательства перед покупателями «Копейки». Я не помню, какой период — то ли три, то ли пять лет — я не имею права заниматься торговлей. Я потому и не помню, что не рассчитываю к этой деятельности возвращаться. В настоящий момент есть несколько бизнес-идей, которые бы мне хотелось воплотить в жизнь, развить и подготовить для продажи. Я зарезервировал на эти цели стартовый капитал — около 50 млн долл. Сейчас веду переговоры с потенциальными партнерами.

Александр Самонов родился 26 сентября 1961 года. В 1997 году учредил торговый дом «Копейка». К началу 2007-го сеть магазинов под одноименным брендом с оборотом свыше 1 млрд долл. включала 350 магазинов в 25 регионах России. В 2006 году г-н Самонов реализовал свою долю в «Копейке», продав ее ФК «Уралсиб». В 2007-м он создал девелоперскую компанию «Акцент Девелопмент» и инвестиционную компанию Accent Real Estate Investment Managers (AREIM). В портфеле «Акцент Девелопмент» — поселок-спутник Ярославля «Миллениум» и загородный проект «Беловодье» на берегу Азовского моря. Компания также планирует развивать сеть магазинов «у дома». С 2003 года г-н Самонов является членом наблюдательного совета банка «Уралсиб». С 2001 по 2006 год избирался президентом Ассоциации компаний розничной торговли.

12 марта 2008 г., rbcdaily.ru



Новости

Level Group выбирает формат «вайб-моллов» для торговой недвижимости
Level Group представила обновленный подход к формированию торговых пространств в жилых комплексах. Компания делает ставку на качественно управляемую коммерцию, создавая «вайб-моллы».

www.level.ru

6 июня
ИТ-компания «Кью-центр» расширила свое офисное пространство в Москве.
«Кью-центр» арендовал офисное помещение площадью 312 кв.м в БЦ «Квадрат», расположенном на Верейской улице, 11.

www.primepm.ru

4 июня

Все новости Подписаться на RSS

Статьи и обзоры

Паназиатская кухня лидирует по представленности в фуд-холлах в городах-миллионниках
Этот тренд сохранится в ближайшие 2-3 года
3 июня
В 2025 году Арабские Эмираты остаются приоритетным направлением для россиян при покупке зарубежной недвижимости
Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, по итогам пяти месяцев 2025 года Арабские Эмираты продолжают сохранять лидерство среди стран, наиболее востребованных у россиян для покупки недвижимости в 2025 году. На втором месте — Сербия. В пятерку также вошли Греция, Турция и Кипр. При этом Турция стала единственным направлением из топ-5, где все запросы связаны исключительно с приобретением недвижимости для собственного проживания, а не для участия в иммиграционных программ
3 июня

Все статьи и обзоры

Все новости за март

5 960АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 23 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: