Пусть судья отдохнёт
Чаще всего нам приходилось рассматривать вопросы раздела имущества, порядка общения с детьми разведённых родителей, определения места жительства ребёнка, расторжения трудовых договоров, взыскания задолженности по выплате зарплаты, возмещения ущерба. Однако не все обращения были приняты: иногда красноярцы принимали наш центр за юридическую консультацию или службу психологической помощи.
- Общеизвестный факт - судебная система страны перегружена, - говорит Сергей Асташов, первый заместитель председателя Красноярского краевого суда. - Если количество уголовных дел и дел об административных нарушениях снижается, то гражданских постоянно увеличивается. Ежегодно этот прирост составляет 15-17 процентов, при этом численность штата судей остаётся неизменной. Понятно, почему это происходит: процессы глобализации, развитие экономики, социальных связей, увеличение числа людей, вовлечённых в трудовые, коммерческие отношения, приводят к росту количества спорных моментов.
Сергей Васильевич отмечает: перегруженность судов - не сугубо российская проблема, почти все развитые страны проходили подобные ситуации.
- Практика показала: решить проблему исключительно увеличением количества судов, расширением штата судей невозможно, - говорит он. - Необходимы альтернативные способы разрешения споров, к коим и относятся третейские суды и медиация. Последний вариант позволяет найти точки примирения без участия суда. И это имеет ряд положительных моментов. Прежде всего, в перспективе - с развитием центров медиации - снизится нагрузка на судебную систему.
Эксперты считают, что медиативный способ разрешения конфликтов в определённых ситуациях имеет ряд преимуществ перед судебным. В частности, соблюдается полная конфиденциальность. Как известно, присутствовать на судебном заседании может любой человек, большинство процессов проходят открыто. Решения суда выставляются в сети Интернет. Если же конфликтующие выбрали медиацию, в переговорах будут участвовать только они и сам посредник. Причём по закону медиатор не вправе разглашать полученную информацию.
- Судебное решение можно назвать силовым способом разрубания конфликта на основе закона, - считает Сергей Асташов. - Суд принимает справедливые, правильные решения, но при этом, как правило, восстановления добрых отношений между сторонами не происходит.
Медиация направлена, прежде всего, на гармонизацию партнёрских отношений, формирование этики деловой сферы. Эта процедура не предусматривает принуждения со стороны государства. Все, о чём договорились стороны, должно быть исполнено добровольно.
По мнению экспертов, медиация - более эффективный способ разрешения споров, чем судебные разбирательства. В суде одна из сторон получает выгодное решение, вторая - проигрывает. Зачастую проигравший продолжает защищать свою точку зрения дальше. И даже понимая, что не прав, не прекращает судебные тяжбы. Медиатор поможет найти решение, выгодное всем участникам спора. А значит, конфликт будет разрешён.
- Есть ещё один важный момент: суд может вынести только одно решение - то, которое предписывает закон, - отмечает Сергей Васильевич. - Медиация же позволяет вести поиски любых взаимоприемлемых вариантов, лишь бы они напрямую не противоречили закону.
Преимущества медиации очевидны, но пока такой вариант разрешения конфликтов в нашей стране не особо распространён. Специалисты называют несколько причин такой непопулярности.
- Принятием закона о медиации были урегулированы отношения, которые ещё не существовали в действительности, - говорит Сергей Васильевич. - Это направление требует развития, медиативные центры пока открыты только в трёх городах страны. Стоит отметить, что в нашем крае создание такого центра началось ещё до принятия закона. С инициативой вышли преподаватели юридического института Сибирского федерального университета. Думаю, что без сотрудничества с судебной системой запустить процедуру медиации было бы невозможно. Более 80 процентов из обратившихся к профессиональным посредникам узнали о такой возможности от сотрудников судов. Чтобы медиация развивалась, о ней необходимо говорить, в том числе рассказывать в средствах массовой информации.
Ольга Решетникова, медиатор, старший преподаватель кафедры гражданского процесса ЮИ СФУ, считает, что в нашем обществе нет культуры ведения переговоров. «Её не прививают ни в школе, ни в вузах, - отмечает Ольга Михайловна. - Поэтому привести к продуктивному диалогу довольно сложно, и в этом смысле медиаторам приходится нелегко. Важно, чтобы стороны понимали: договариваться лучше, чем идти в суд».
Отдельной специальности «медиатор» в юридическом институте нет. Но для учащихся организуют тренинги, позволяющие познакомиться с этой новой профессией. Возможно, кто-нибудь из них станет в ближайшем будущем специалистом по примирению.
31 марта 2012 г., gornovosti.ru
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |