За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка
Аналитики CBRE, ведущей международной консалтинговой компании в области недвижимости, и эксперты делового квартала Neopolis проанализировали сегмент бизнес-парков столичного региона и пришли к выводу, что на протяжении 2018 года и первую половину 2019-го в столице не было введено ни одного бизнес-парка. При этом за год средневзвешенные ставки аренды на офисные площади за МКАД заметно выросли.
Бизнес-парки на рынке коммерческой недвижимости Москвы появились сравнительно недавно. Первый из них был введен в эксплуатацию в 2004 году, и, несмотря на значительную удаленность от центра города, которая в то время считалась первоочередной характеристикой для премиального офисного проекта, был полностью сдан в аренду крупным IT и фармацевтическим компаниям еще до ввода в эксплуатацию. В дальнейшем бизнес-парки стали востребованы, как и во всем мире, ввиду наличия уникальных возможностей для ведения бизнеса, и к 2017 году объем предложения в данном сегменте превысил 645 тыс. кв. м. Пиковые показатели ввода были зафиксированы в кризисном 2014 году, когда на рынок вышел ряд проектов общей площадью 126 тыс. кв. м.
«В ближайшие год-два ситуация не изменится – лишь к 2021 году ожидается ввод бизнес-парка класса А в Сколково, чья совокупная арендуемая площадь составит порядка 89 тыс. кв. м. Дополнительно еще около 95 тыс. кв. м офисов в бизнес-парках предлагается в рамках проектов формата build-to-suit», – отмечает Анна Шепелева, директор отдела исследований рынка CBRE.
Кроме того, согласно последним аналитическим данным компании CBRE, средневзвешенная ставка аренды на офисные помещения в бизнес-центрах, расположенных за пределами МКАД, увеличились на 21 % и составляет 10661 рублей/кв. м в год против 8788 рублей в первом полугодии 2018 года. По свидетельству Анны Шепелевой, на динамику ставки повлияло изменение структуры предложения: вымывание более дешевых блоков и выход на рынок объектов с более высокой ставкой аренды. Между тем, средневзвешенная ставка аренды в бизнес-центрах, расположенных в зоне между ТТК и МКАД, за тот же период сохранилась на прежнем уровне и составила порядка 13 930 рублей/кв. м в год.
«Нельзя сказать, что насыщенность рынка данным форматом достигла своего предела. Сейчас доля бизнес-парков в общем объеме офисного рынка в Москве составляет 4 %, – считает Евгения Лучицкая, официальный представитель компании A-StoreEstates, девелопера делового квартала Neopolis. – Бизнес-парки обладают несомненными преимуществами: они более удобны с точки зрения логистики, так как расположены рядом с крупными магистралями или транспортными узлами, обладают эффективными планировочными решениями с низким коэффициентом потерь площадей, вместительным паркингом, просторной благоустроенной территорией – с садами и парками с велодорожками, развитой внутренней инфраструктурой, включая спортивные клубы. Всё вместе делает этот формат очень привлекательным и конкурентоспособным по сравнению с традиционными бизнес-центрами, которые зачастую представляют собой точечную застройку и попросту не могут вместить такое разнообразие идей. Сейчас многие международные и российские компании уже выбрали для себя более комфортные и современные офисы в составе бизнес-парков. Для одних это хорошая возможность оптимизировать расходы на аренду и избавиться от мучительного городского трафика, для других – получить более качественное офисное пространство выше классом и с максимальным набором инфраструктурных сервисов. Например, деловой квартал Neopolis создан именно как lifestyle-пространство, где наряду с большими и удобными офисными площадями в шаговой доступности от метро «Саларьево» имеется большое разнообразие сервисов и общественных пространств – помимо традиционных ресторанов, кафе и супермаркетов бизнес-парк отличает наличие фитнес-клуба с 25-метровым бассейном, летних террас и прогулочных зон с фонтанами и беседками, эксплуатируемой кровлей с площадками для воркаута и йоги на открытом воздухе и ивент-зоной, которая зимой будет превращаться в каток. Такое обилие сценариев возможно именно в формате бизнес-парка, обладающего достаточным территориальным ресурсом и гибкой концепцией».
Основными арендаторами бизнес-парков являются компании, для которых главными факторами при выборе офисного помещения являются высокое качество строительства, эффективные планировки этажей, оптимизация и сокращение расходов на аренду офисного помещения. «Поэтому в структуре арендаторов бизнес-парков исторически преобладают компании, представляющие сектора IT и телеком (50 %), розничную торговлю (11 %), недвижимость и строительство (10 %). Стоит отметить, что основными арендаторами бизнес-парков являются крупные российские компании, их доля составляет 61 %», – добавляет Евгения Лучицкая.
Как отмечают аналитики CBRE, наибольший объем предложения сосредоточен в секторе от юго-западного до северного направлений, что обусловлено исторически сложившимися факторами:
- расположение объектов в непосредственной близости от районов со сложившейся деловой репутацией и районов с качественной жилой застройкой;- близость к основным магистралям: Рублево-Успенскому шоссе, Новорижскому шоссе, Киевскому шоссе, Ленинградскому шоссе;
- близость к международным аэропортам: Шереметьево, Внуково.
19 августа 2019 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.