Санкт-Петербург,

Поиск недвижимости

В торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга на сегмент F&B приходится только 4-5% площадей

Специально к международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей в Каннах, компания JLL подготовила исследование арендаторов сегмента food & beverage (F&B, общепит) в торговых центрах двух основных рынков России – Москвы и Санкт-Петербурга.

Увеличение доли ресторанов и кафе в торговых центрах становится новым глобальным трендом, что также заметно на европейском рынке. По данным JLL, операторы кафе и ресторанов в среднем занимают 15% арендуемой площади ТЦ в Европе и входят в число ключевых арендаторов. Понимая рост значения сегмента F&B в современной жизни, собственники торговых объектов уделяют ему особое внимание. В российской практике пока мало примеров, когда ресторанная зона становится точкой целевого притяжения в ТЦ, но все же отдельные объекты воплощают в жизнь мировые тренды.

«За последние пять лет предложение на рынке качественных торговых центров в России удвоилось и превысило 20 млн кв. м – только за 2015 год было введено 1,9 млн качественных торговых площадей, и аналогичный объем ожидается в текущем году, - говорит Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – Появление большого количества новых торговых центров предоставляет потребителям более широкий выбор, при этом их привычки меняются под влиянием кризиса. В результате конкуренция за лояльных клиентов усиливается, заставляя собственников объектов искать новые способы привлечения и удержания посетителей. Одним из них становится грамотно сформированная зона питания в торговом центре».

Рынок качественных торговых центров Москвы насчитывает 104 объекта общей площадью 4,94 млн кв. м, что превышает показатели большинства европейских столиц, Санкт-Петербурга – 58 объектов (2,2 млн кв. м). По оценке компании JLL, в Москве заведения общественного питания занимают около 4% арендуемой площади ТЦ, при этом в ряде объектов доля F&B значительно превышает средний рыночный показатель и соответствует европейскому индикатору. На рынке торговых центров Санкт-Петербурга средняя доля ресторанов и кафе немного выше, чем в Москве, и составляет 5%, что в том числе связано с меньшим количеством крупных объектов.

Лидерами по доле площадей, занятых заведениями общественного питания, в Москве являются торговые центры «Европейский» (15,4%), «АФИмолл Сити» (10,9%), «Атриум» (10,7%) и «Охотный Ряд» (10,3%). По количеству ресторанных помещений первую строчку также удерживает «Европейский» (67 концепций), далее следуют «Авиапарк» (60) и «АФИмолл Сити» (51).

В Санкт-Петербурге наиболее насыщенным ресторанными площадями торговым центром является «Невский Центр» (12,5%). За ним следуют «Галерея» (9,5%) и «Гранд Каньон» (7,7%). По количеству помещений ресторанов и кафе лидируют «Галерея» (34 концепции), «Лето» (31), «Гранд Каньон» (28) и «Питер Радуга» (27).

«Залогом успеха является не только объем предложения в сегменте F&B, но и его разнообразие. Чем больше концепций и кухонь представлено в торговом центре, тем шире охват аудитории. Грамотно подобранный набор F&B арендаторов, включающий концепции с высокой узнаваемостью бренда и новых ярких локальных игроков, способен оказать позитивное влияние на результаты операционной деятельности торгового центра. Также собственникам стоит обращать внимание на уникальные, авторские концепции, единственные в своем роде, так как они могут стать точками притяжения покупателей», - комментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL.

В рамках исследования концепции заведений общественного питания разделены на пять основных категорий: рестораны с обслуживанием, кафе, фастфуд, импульсные киоски и гурмэ.

Доля предложения категории фастфуд в торговых центрах Москвы и Петербурга наиболее близка к европейским значениям и составляет около 30% в общем объеме площадей, занимаемых F&B. Показатели в других основных категориях серьезно различаются: доля ресторанов с обслуживанием в торговых объектах обеих столиц значительно превышает европейский уровень – более 50% против 35%. Категория кафе, наоборот, не насыщена по сравнению с Европой: в Санкт-Петербурге доля таких заведений в составе F&B арендаторов торговых центров составляет 15%, в Москве лишь 10%, в то время как в европейских ТЦ – 25%. Значительное преобладание одной категории над другими означает ограниченность разнообразия предложения.

«В большинстве российских торговых центров зона F&B по-прежнему представлена стандартным предложением, которое нельзя назвать “якорем” и центром притяжения. При этом на рынке появляются примеры грамотно организованных, интересных концепций, выделяющихся за счет современного дизайна и нестандартного набора операторов, - отмечает Мария Шпакова. – Например, в Москве этим отличаются некоторые новые торговые центры и давно присутствующие на рынке объекты, в которых проводится реконцепция ресторанных зон. Таким образом, российские объекты следуют общемировым тенденциям в части развития F&B: мы наблюдаем рост этого сегмента в ТЦ в части как объема занимаемых площадей, так и разнообразия предложения. Мы также видим, что доля кафе и ресторанов в наиболее успешных и востребованных торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем в среднем по рынку. Создание уникального пространства, способного привлекать посетителей, положительно влияет на товаробороты арендаторов, ставки аренды и капитализацию объекта. Таким образом, продуманный подбор F&B концепций повышает привлекательность торгового центра и делает его более конкурентоспособным на современном рынке».

Справка:
Площади приведены из расчета GLA.
Для детального анализа были выбраны 14 из 104 качественных ТЦ Москвы и 10 из 58 в Санкт-Петербурге. Данные торговые центры предоставляют наиболее качественные условия для совершения покупок и подтверждают выгоду правильно сформированной концепции зоны питания. Данные на конец 1-го полугодия 2016 года.

JLL

18 ноября 2016 г.





Статьи компаний

CBRE назвала причины резкого увеличения вакансии в центральных торговых коридорах Москвы
Средний уровень вакантных помещений в центральных торговых коридорах Москвы по итогам II квартала 2020 года увеличился до максимального за 4 года значения — 11,6 %. В период с апреля по июнь спрос был на минимальном уровне в связи с приостановлением развития большинства ритейлеров.

TheProperty.ru

22 июля
Кризисная ротация: как изменилась структура спроса на рынке офисной недвижимости С класса
Эксперты «ПРОФИС Недвижимость», одной из крупнейших в России федеральных управляющих компаний, рассказали о последних изменениях в структуре спроса на рынке офисной недвижимости класса С и выделили основные категории арендаторов.

Сергей

30 июня
Коворкинги переходят из бизнес-центров и МФК в многоквартирные дома
Рынок коворкингов в Москве ежегодно демонстрирует рост предложения на 50-60 %. Следующим шагом их эволюции в России может стать завоевание жилых домов. Сегодня в 19 комплексах апартаментов уже представлены или планируются коворкинги, а многоквартирные проекты готовятся к буму гибких офисов: к 2025 году 3-5 % ЖК будут иметь в своем составе коворкинг. Такой вывод сделали аналитики Level Group, проанализировав инфраструктуру 386 зданий Москвы и дальнейшие планы застройщиков.

Денис

25 июня

Все статьи

Пресс-релизы компаний

«АСВ» продало помещение в центре Москвы за 66 млн рублей
Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» в рамках торгов имуществом АО «ТРОЙКА-Д БАНК» реализовала нежилое помещение площадью 147,1 кв. м по адресу г. Москва, Новинский б-р, д. 1/2.

TheProperty.ru

31 июля
На пороге офиса. Что будет со столичными бизнес-центрами после пандемии
Несмотря на отмену большинства COVID-ограничений, многие сотрудники компаний из самых разных отраслей бизнеса продолжают работать удаленно. Одни фирмы продлили «самоизоляцию» до конца лета, другие — до конца года. Однако есть статистика, что около 70 % сотрудников компаний по разным причинам хотят вернуться в офисы. Что будет с рынком офисной недвижимости в ближайшие полгода-год, рассуждает официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis Денис Тросиненко.

Денис

31 июля
Итоги II квартала 2020 года на рынке коммерческой недвижимости класса С в Москве
Эксперты «ПРОФИС Недвижимость», одной из крупнейших в России федеральных управляющих компаний в сфере коммерческой недвижимости, проанализировали ситуацию на рынке офисной и складской недвижимости класса С в Москве за второй квартал 2020 года и выделили основные тренды.

Сергей

29 июля

Все пресс-релизы


Комментарии:


Нет комментариев.



  Обновить

13 502АКТУАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В Санкт-Петербурге НА СЕГОДНЯ. УДОБНЫЙ ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ НА КАРТЕ И ПО КАТАЛОГУ С ВЫБОРОМ ПАРАМЕТРОВ, НАПРИМЕР:

В Санкт-Петербурге с нами сотрудничают 63 компании:

все компании

Коммерческая недвижимость

Полезные фирмы в Санкт-Петербурге: