Итоги пандемии на рынке стрит-ритейла Петербурга
Невозможно однозначно констатировать исключительно отрицательное воздействие на рынок аренды встроенных торговых помещений в основных торговых коридорах Петербурга.
Проведенное аналитиками УК Maris в ассоциации с CBRE исследование позволило выявить снижение объема вакантных торговых площадей в локальных торговых коридорах Садовой ул. до Сенной площади и, как бы это крамольно не звучало в свете последних событий, - на улице Рубинштейна (-1,7 % и -1,4 %, соответственно). При этом только на улице Рубинштейна данный тренд сохраняется с прошлого года (-5,6 % по сравнению с аналогичным показателем июля 2019 года).
Остальные центральные торговые коридоры города продемонстрировали естественный прирост вакансии: максимальные значения в диапазоне +6...+7 % были достигнуты в зонах Невского проспекта, 6 и 7 линий В. О., а также в зоне Большой Конюшенной ул.
Тренд на рост объема вакантных площадей в торговых зонах Невского проспекта и Большого проспекта Петроградской Стороны начался задолго до пандемии. Таким образом, в результате ограничительных мер в данных локациях тенденция лишь укрепилась.
Динамика объема вакантных площадей основных торговых коридоров Санкт-Петербурга
Источник: Maris | Part of the CBRE Affiliate Network
Максимальные показатели вакансии помещений (в диапазоне 19-20 %) зафиксированы по состоянию на конец июля 2020 года на 6-й линии Васильевского острова и Большом проспекте П. С. в зонах "ст. м. Спортивная до Введенской улицы" и "Каменноостровский проспект до наб. р. Карповки".
Распределение арендаторов основных торговых зон Санкт-Петербурга по сферам деятельности
Источник: Maris | Part of the CBRE Affiliate Network
Общепит
Несомненно, наиболее пострадавшим сегментом стал общепит всех ценовых категорий: на 5 % сократилось общее число ресторанов, баров и кафе, включая сегмент фаст-фуд. Таким образом, общая доля помещений занимаемых предприятиями общественного питания в центральных торговых коридорах города снизилась на 1 % и опустилась ниже отметки 2018 года.
Наибольшее число заведений закрылось на Невском проспекте. При этом все они располагались в зоне "канал Грибоедова - площадь Восстания" (чистая убыль 7 предприятий). По 4 ресторана/кафе после снятия ограничительных мер не досчитались Большой проспект Петроградской Стороны и 6-7 линии Васильевского острова. При этом на Большом проспекте П. С. после пандемии открылись три новых точки общепита, на Васильевском острове операторов сменили три заведения и одно помещение занял арендатор другой сферы деятельности (оптика).
В главной "барной зоне" города последний год, не взирая ни на какие ограничительные меры, наблюдается рост - чистый прирост за год +2 заведения, одно до пандемии и одно после.
Зона Конюшенной улицы потеряла одно заведение и три помещения сменили арендаторов на операторов той же сферы.
Сувениры
Вторым наиболее пострадавшим сегментом, главным образом в результате прекращения международного сообщения, стали, конечно, представители сувенирной продукции. Главной зоной дислокации сегмента является Невский проспект - основной туристический маршрут города. Число торговых точек сегмента сократилось на 8, хотя до этого периода демонстрировало в течение 5 лет устойчивую ежегодную положительную динамику вплоть до конца февраля 2020 года.
Fashion-сегмент
Ритейлеры fashion-индустрии сокращают свое присутствие в формате стрит-ритейле с 2018 года (-2 % - снижение доли сегмента на торговых коридорах города). В период пандемии в наибольшей степени сократилось присутствие fashion-ритейлеров в торговой зоне Большой Конюшенной улицы (чистая убыль 2 магазина). Зоны Большого проспекта П. С., улицы Рубинштейна и Васильевского острова потеряли по одному объекту. С другой стороны, торговые анклавы Невского проспекта и Садовой улицы пополнили свои ряды за этот период каждый по одной торговой точке fashion-сегмента (чистый прирост, без учета ротации).
Максимальное сокращение присутствия fashion-операторов на основных торговых улицах Петербурга произошло еще до начала ограничительных мер, введенных с целью предотвращения распространения пандемии.
Прочие сегменты
Схожую арендную кампанию проводят предприятия банковской сферы и операторы сотовой связи. Доля присутствия офисов этих двух сегментов на главных торговых улицах города сократилась на 1,5 % с 2018 года.
Устойчивые позиции сохраняли ритейлеры FMCG сегмента и бьюти-индустрии. Происходила естественная ротация арендаторов, но доля их присутствия остается практически неизменной.
Баланс рынка
Число закрытых предприятий, арендовавших встроенные помещения на основных торговых артериях города, в период действовавших ограничений почти вдвое превысило число открывшихся. Несомненно, пандемия нанесла существенный урон по малым и средним бизнес-форматам - основным резидентам стритовых помещений. В годовом разрезе баланс закрытий-открытий выглядит не столь удручающим - прекративших свою деятельность лишь на 44 % больше новых торговых точек. По сравнению с июлем 2019 года число закрытий возросло на 15 %, число открытий к июлю 2020 уменьшилось на 6 %. Баланс рынка в прошлом году был также отрицательным: открылось на 18 % меньше точек, чем закрылось.
Структура открывшихся и закрывшихся торговых точек в период локдауна по сферам деятельности (по числу предприятий)
Источник: Maris | Part of the CBRE Affiliate Network
Ротация арендаторов
Анализ годовой динамики показателей ротации арендаторов в целом не выявил каких-либо экстраординарных аномалий. В торговой зоне Невского проспекта годовой показатель идентичен показателю 2019 года (11,5 %). При этом разные части проспекта отличались по уровню деловой активности. Так в зоне от Адмиралтейства до канала Грибоедова показатели ротации арендаторов в доковидный период и в период ограничений практически сопоставимы. Многие ритейлеры действительно восприняли этот этап как открывающий новые возможности. В двух других зонах проспекта - до площади Восстания и в части Старо-Невского - деловая активность оставалась стабильной в течение всего года, показатель не демонстрировал чрезмерной волатильности в период ограничительных мер.
Самый высокий показатель ротации арендаторов за истекший год был зафиксирован в торговой зоне Большой Конюшенной улицы (18,9 %), что стало максимальным значением для данной зоны с 2017 года. Период ограничений также отличался в данной локации высоким уровнем активности арендаторов. В период локдауна максимальный уровень деловой активности новых арендаторов наблюдался в торговом коридоре 6-7 линии Васильевского острова.
При сопоставлении с показателями 2019 года деловая активность новых резидентов снизилась в зонах Большого проспекта П. С., Садовой улицы до Сенной площади и на улице Рубинштейна.
Источник - пресс-служба Maris в ассоциации с CBRE
31 августа 2020 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |