Ритейл не будет строить
По итогам 2016 года в столице введено лишь 7 торговых центров общей площадью 349 тыс. кв. метров. Это почти вдвое меньше показателей рекордного 2014 года. И такой тренд сохранится на рынке до 2019-2020 годов, считают аналитики международной консалтинговой компании Cushman&Wakefield. А пока ритейлеры в поиске новых форматов и осваивают регионы.
Игра на понижение
Согласно данным Cushman&Wakefield, в 2017 году к вводу заявлено всего два торговых центра общей площадью менее 200 тыс. кв. метров – "Вегас Кунцево" общей арендной площадью 119, 5 тыс. кв. метров и "Каширская Плаза" торговой площадью 71 тыс. кв. метров.
Эксперты JLL также ожидают сокращения объемов строительства. По их данным, столичные показатели снизятся на 39 % по отношению к 2016 году, до 277 тыс. кв. метров.
Девелоперы не только не запускают новых строек, они еще и снижают площадь новых объектов. "В прошлом году средний размер торгового центра снизился на 7 % и составил почти 44,4 тыс. кв. метров. В этом году ожидается снижение до 36,1 тыс. кв. метров", - говорится в исследовании Cushman&Wakefield.
В текущей ситуации девелоперы стали больше обращать внимание на проработку концептуальной составляющей объектов, адаптируя их к современным реалиям, объясняют эксперты.
Новые рынки и большие слияния
Вместе с тем, федеральные сети активно наращивают присутствие в регионах, а некоторые выходят и на международные рынки. Так, сеть "Воккер" объявила о планах запуска сотни ресторанов в Европе, Gloria Jeans намерена выйти на рынок Восточной Европы, а сеть ДаблБи уже открыла первую кофейню в Барселоне.
Новые форматы
В свою очередь, московские девелоперы приступили к долгожданной трансформации и пересмотру концепций торговых комплексов – обновляются магазины, российские дизайнеры начали открывать моно- и мультиберендовые оффлайн-магазины, отмечает старший директор отдела исследований Cushman&Wakefield Татьяна Дивина.
По ее мнению в Москве наметился тренд к смещению акцента на развитие небольших районных торговых центров, ориентированных на потребности жителей конкретной локации. Появляется все больше проектов с развитой культурной, социальной, образовательной функциями, комфортными пространствами для отдыха, коворкингами, расширенными ресторанными зонами. По мнению г-жи Дивиной такие форматы наилучшим образом отвечают текущим требованиям рынка.
По прогнозам аналитиков Cushman&Wakefield, возобновления активного строительства на рынке ритейла следует ожидать лишь к 2019-2020 годам. К тому моменту начнется активная фаза строительства транспортно-пересадочных узлов, в рамках которых планируется возвести 250 тыс. кв. метров торговых площадей. К этому времени ADG Group планирует начать вводить в эксплуатацию отреставрированные и преобразованные в торговые центры советские кинотеатры в нескольких районах города. В рамках проекта планируется построить 300 тыс. кв. метров торгово-развлекательных площадей.
31 января 2017 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |