Основные тенденции на рынке стрит-ритейла Санкт-Петербурга
Влияние внешних экономических и геополитических факторов оказало мощное дестабилизирующие воздействие на рынок коммерческой недвижимости. Самым сложным оказался период конца 2014 начала 2015 годов, когда скачкообразный рост курса доллара, относительно которого рассчитывались арендные ставки, вынудил профессиональных участников рынка принять целый комплекс мер по стабилизации ситуации в целом.
На фоне насыщенных прошлых лет нынешний год казался не таким богатым на события. Сильных потрясений не ожидается, поэтому эксперты по итогам 11 месяцев уже готовы назвать ключевые тенденции в сегменте стрит-ритейла на рынке коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга в 2016 году.
Тенденция 1 – Стабилизация и рост ставок в центральных торговых коридорах
Снижение платежеспособности населения, нестабильная геополитическая обстановка, удешевление российского рубля относительно иностранных валют обеспечили в нынешнем году существенный рост туристического потока в Северную столицу как за счет внутренних, так и иностранных туристов.
«Высокий спрос на объекты стрит-ритейла со стороны компаний, ориентированных на туристов, стал ключевым фактором стабилизации рыночной ситуации, которая привела к постепенному росту арендных ставок, ─ рассказал Евгений Ильин, специалист компании-брокера коммерческой недвижимости Estate Market. − Наибольшую динамику продемонстрировали объекты в торговом коридоре Невского проспекта. Цена квадратного метра данной локации с начала года выросла на 11-14%, до 13 тыс. руб. в среднем в абсолютных единицах. Встречаются и объекты по 16 тыс. руб. за «квадрат».
Благодаря оживлению туристического сектора Санкт-Петербурга наблюдается перепрофилирование площадей. Бутики и обувные магазины вытесняются точками сувенирной и подарочной продукции, ювелирными салонами, а также объектами общественного питания крупных федеральных сетей и международных брендов.
Тенденция 2 – Нестабильная стабильность в «спальной» категории объектов
Если уйти с центральных торговых коридоров и востребованных локаций у отдельных станций метро, в «спальные» районы, где нет высокого пешеходного трафика людей, то можно столкнуться с совершенно иной картиной. Текущее состояние в сегменте стрит-ритейла данных локаций можно охарактеризовать словосочетанием «нестабильная стабильность».
Арендные ставки в полной мере не нормализовались. Отдельные арендаторы приходят, пробуют. Но приходят они на своих условиях. Собственникам коммерческих площадей приходится существенно снижать арендные ставки даже с учетом того, что те уже сформированы с ощутимым дисконтом, вызванным демпингом кризисного 2014 года. Владельцам бизнеса с ненасыщенной конкурентной средой доступен чрезвычайно широкий выбор предложений арендных площадей, сравнивать которые затруднительно ввиду отсутствия единых стандартов оценки, специфических потребностей конкретных направлений бизнеса, субъективных предпочтений предпринимателей.
Это привело к тому, что время экспозиции объектов стрит-ритейла в «спальных» районах увеличилось в 2 раза минимум. В среднем собственникам приходится по 4-6 месяцев искать арендаторов. А отдельные объекты простаивают уже больше года.
Тенденция 3 – Смещение вектора в сторону «спальной» категории
В отличие от Москвы, где объем предложений коммерческих площадей в центральных районах стабильно увеличивается в среднем на 5% ежегодно, в центре Северной столице ввиду архитектурных особенностей города, активной позиции защитников историко-культурного наследия, ситуация иная. Свободных площадей в центральных торговых коридорах попросту нет. Фонд коммерческой недвижимости здесь незначительно пополняется за счет небольшого количества строящихся торговых центров, реновации, а также перевода площадей из жилой недвижимости в нежилую.
Уже сейчас очевидно, что в долгосрочной перспективе в сегменте стрит-ритейла Санкт-Петербурга более 90% новых предложений появится при застройке новых жилых микрорайонов в периферийных частях города. А стрит-ритейл Северной столицы уже сейчас сворачивает на рельсы обслуживания потребностей жителей новых «спальных» комплексов и микрорайонов.
Таким получился нынешний год для петербургского стрит-ритейла. Однако самая важная тенденция не укладывается в отрезок календарного года. Несмотря на влияние всех дестабилизирующих факторов, рынок коммерческой недвижимости продолжает следовать по пути профессионализации. Выделение стрит-ритейла в отдельный сегмент торговой недвижимости является прямым тому подтверждением.
Профессионализация неминуемо ведет к более узкой спецификации профессиональных участников рынка, что сопровождается появлением отдельных игроков, специализирующихся на работе в узких сегментах, появлением предложением по оказанию специфических услуг, например доверительного управлению объектами стрит-ритейла. Именно такие процессы сейчас фиксируются на рынке коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга.
2 декабря 2016 г.
Статьи компаний
Все статьи |
Пресс-релизы компаний
Все пресс-релизы |
Нет комментариев.