Туманные перспективы рынка торговой недвижимости Москвы
В 3Q 2016 г. рынок торговой недвижимости Москвы продолжил устанавливать рекорды по объемам ввода, что спровоцировало увеличение уровня вакансии и снижение показателей средних арендных ставок. NAI Becar озвучивает итоги отчетного периода.
Предложение
Объем ввода на рынке торговой недвижимости в 3 кв. 2016 г. составил 283,2 тыс. кв. м (GLA) или 560 тыс. кв. м (GBA), что в 2,4 раза больше, чем во 2 кв. 2016 г. Всего за первые три квартала 2016 г. на рынок было выведено 478,2 тыс. кв. м. Данный показатель на 25% превышает результаты аналогичного периода 2015 г.
В период с июля по сентябрь включительно было открыто 6 торговых комплексов, из которых 3 объекта имеют GBA свыше 100 тыс. кв. м, и 2 из них являются проектами одного девелопера – «ТПС Недвижимость» (ТРЦ «Океания» и ТРЦ «Хорошо!»).
Основные объекты, введенные в 3Q 2016 г.
По данным аналитиков NAI Becar, большинство новых объектов открылись с низким уровнем заполняемости. Так, например, в наиболее крупном из введенных объектов – ТРЦ «Рига Молл» на момент запуска работали только якорные арендаторы, под размещения которых отведено порядка 50% площадей.
Среди магазинов, открывшихся в торговых центрах Москвы в 3 кв. 2016 г.: первый в России монобутик швейцарской косметики «Jouvence Eternelle» (ТРЦ «Афимолл Сити»); первый в России магазин «Lillapois Beauty» - новый ритейл-концепт «Auchan Retail» (ТРЦ «Тройка»); первые магазины «Hoff Home» (ТРЦ «Метрополис» и «Океания»); первый российский монобрендовый магазин «Billabong» (ТРК «Авиапарк»); второй офф-лайн магазин «KupiVIP» (1,2 тыс. кв. м, ТЦ «Калита»).
Спрос
В 3 кв. 2016 г. тенденция к росту уровня вакансии в торговых центрах Москвы сохраняется. На конец отчетного периода средний уровень вакансии составил 12,0%, увеличившись на 7,9% или 0,9 п.п. относительно 2 кв. 2016 г.
Наиболее крупной сделкой отчетного периода стала аренда 4,8 тыс. кв. м в ТРК «Золотой Вавилон» компанией «IDEAS4RETAIL» для размещения магазина сети «Hamleys». Это будет 2-й в России магазин, созданный в формате «Мир Hamleys». К открытию магазина на крыше ТЦ будет оборудован семейный паркинг с прямым доступом в «Hamleys».
Коммерческие условия
За 3 кв. 2016 г. средняя арендная ставка для торговой галереи снизилась относительно ситуации на конец предыдущего отчетного периода на 5,5% и составила 38,3 тыс. руб./кв. м/год. Отмечается снижение верхней границы ценового диапазона.
Для якорных арендаторов длина ценового предложения осталась в прежних границах, но средняя арендная ставка также снизилась относительно 2 кв. 2016 г. – на 5,6%) - и составила 13,2 тыс. руб./кв. м/год.
Прогнозы по вводу торговых площадей
До конца года может быть введено в эксплуатацию еще порядка 200-250 тыс. кв. м (GLA). Таким образом, годовой объем ввода может превысить показатели 2015 г. на 10%, составив 600-650 тыс. кв. м (GLA) или порядка 1,2 млн кв. м (GBA). При этом сроки завершения ряда проектов, ввод которых был запланирован на 2016 г., перенесены на 2017-2018 гг. (порядка 150 тыс. кв. м GLA).
Примеры объектов, планируемых к вводу в 4 кв. 2016 г.
Анна Данченок, директор департамента консалтинга NAI Becar:
«При всех негативных рыночных факторах лишь некоторые девелоперы всерьез озабочены поиском новых идей и концепций, хотя уровень вакансии 20-25% уже является критическим для успешности объекта (в первую очередь с точки зрения слабеющего трафика покупателей, которым становится неинтересно находиться в ТЦ). При этом уже сегодня у девелоперов есть масса инструментов повышения интереса к ТЦ, таких как общественные пространства, образовательные центры, лектории, шоу-румы и эдьютеймент-зоны, мультиконцепции общепита (аналог ubanspace) и пр».
Справка о компании:
NAI Becar – совместное предприятие группы компаний Becar –инвестиционной компании на рынке недвижимости России, и NAI Global, входящей в ТОП-5 ведущих мировых брендов на рынке коммерческой недвижимости. За 25 лет работы специалистами группы компаний Becar было выполнено более 1 400 консалтинговых работ, реализовано более 10 000 объектов недвижимости, более 15 000 – сдано в аренду. Becar инвестировал собственные средства в 10-ки проектов коммерческой недвижимости. Компания оказывает полный спектр услуг во всех сегментах недвижимости и успешно реализует девелоперские проекты в России и США. В управлении Becar – 4 млн кв. м площадей, на 3 200 объектах по всей России компания оказывает услуги facility management. Сейчас в фокусе Becar – активное развитие рынка апарт-отелей в России, управление корпоративной собственностью, инвестиции в недвижимость и продажа готового арендного бизнеса. Becar имеет фронт-офисы в Москве и Санкт-Петербурге, а также 3 представительства и 55 обособленных подразделений в городах России. Общее число сотрудников составляет около 4 000 человек.
Девелоперские проекты Becar:
- Апарт-отель «Вертикаль» в Санкт-Петербурге;
- МФК The Loft Club в Москве (проект редевелопмента территории завода «М. Демент и сын»);
- Реконцепция торгового центра «Смайл» в Санкт-Петербурге;
- Поселки арендного жилья в формате multifamily (южные штаты Америки).
Источник - пресс-служба NAI Becar
24 октября 2016 г.
Новости
Все новости Подписаться на RSS |
Статьи и обзоры
Все статьи и обзоры |